Посуда

Кобальтовая посуда: особенности и история происхождения

Кобальтовая посуда: особенности и история происхождения

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Производители кобальтовой посуды
  2. Происхождение знаменитого узора
  3. Процесс изготовления
  4. Особенности ухода

Кобальтовая посуда – это чайные сервизы, отдельные чашки, тарелки, блюда и даже статуэтки из высококачественного фарфора. Отличительной чертой этой кухонной утвари считается характерное тёмно-синее покрытие кобальтовой краской и золотая роспись, присущая только ей. Сама посуда и узоры, наносимые на нее, своим происхождением уходят в далекое прошлое.

Металл, выделенный из кобальтовых минералов, лег в основу краски для росписи посуды. Случилось это еще в XVIII веке. Китайцы первыми попробовали использовать кобальт в производстве фарфора. Именно тёмно-синий цвет и его оттенки придают предметам объем и особую глубину. Опыт китайцев сразу же переняли многие страны Европы, в том числе и Россия.

Производители кобальтовой посуды

Императорский фарфоровый завод был построен во времена правления царицы Елизаветы І в 1744 году. Это предприятие – одно из крупнейших производителей изделий из фарфора не только в России, но и в Европе. Через 152 года своей работы — после смены власти — он был переименован в Государственный фарфоровый завод. Еще через 8 лет он стал называться ЛФЗ – Ленинградский или же Ломоносовский фарфоровый завод. Так продолжалось до 2005 года. Потом ему вернули первоначальное название, он вновь стал Императорским.

Новгород также славился гончарным и стекольным производством. В губернии успешно функционировали 6 заводов. Все эти преуспевающие предприятия принадлежали купцу Кузнецову Ивану Емельяновичу, а впоследствии — его потомкам. С наибольшей производительностью работала Бронницкая фабрика, которая после 1921 года стала называться заводом «Пролетарий».

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован, а после неё снова возобновил производство.

В 1966 году предприятие обновило оборудование и стало называться – завод «Возрождение». Посуда его славилась своим качеством и уникальностью узоров, при этом изделия полностью покрывались кобальтом с золотой росписью. Расписывали ее только вручную воспитанники Мухинского училища из Санкт-Петербурга. Эскизы моделей создавали они же. Глина для фарфоровых изделий доставлялась из Украины, золото для росписи – из Московской области. Из синего фарфора отливали несколько видов продукции:

  • чайные сервизы;
  • блюда различных форм и конфигураций;
  • статуэтки;
  • сувениры в виде местных достопримечательностей.

Происхождение знаменитого узора

Визитной карточкой российского фарфора (точнее, ЛФЗ) заслуженно считается «кобальтовая сеточка». Впервые узор был придуман и нанесен на чайный сервиз художницей Анной Яцкевич. Случилось это в 1944 году, когда только-только была снята блокада Ленинграда.

На создание узора Анну вдохновили пережитые печальные события: свет прожекторов противовоздушной обороны, отражающийся в заклеенных крестами окнах, пережитая смерть близких. Именно в этот рисунок художница вложила надежду на счастливое будущее. Веру в то, что люди больше никогда не увидят рассекающие небо прожектора, чтобы любуясь этим узором, помнили о цене Победы. Синей кобальтовой сетке на белом фоне додает выразительности золотая роспись.

Первый чайный сервиз с позолотой, расписанный знаменитой кобальтовой сеткой, имеет название «Тюльпан». Поначалу этот узор не получил всеобщего признания. Популярность он обрел после 1958 года. Именно тогда на Всемирной выставке в Брюсселе ЛФЗ был удостоен золотой медали за сервиз, украшенный сеткой из кобальта. Фирменная эмблема завода тоже была разработана Анной Яцкевич, она используется и поныне.

Процесс изготовления

Цвет кобальтовых рисунков зависит от толщины слоя краски – чем он толще, тем темнее мазок. По некоторым данным, китайцы смогли выделить 7 оттенков кобальта, а на посуде российского производства их только 4. Сложность заключается в том, что нельзя увидеть цвет изделия до обжига. При нанесении краска темно-серого оттенка, а приобретает синий окрас только после двух сеансов обжига. Поэтому соответствие цветовой гаммы готового изделия с эскизом художника полностью зависит от опыта и профессионализма мастера.

Наносится кобальтовый рисунок на посуду подглазурным способом. Затем изделие подвергается обжигу при температуре 850 ºС. После этого поверхность покрывается специальной глазурью и процесс обжигания повторяется, но уже при более высокой температуре – около 1350 ºС. Завершающим этапом является нанесение надглазурной росписи, а делается это чаще всего золотом или серебром.

Особенности ухода

Темно-синий кобальт в сочетании с золотом на фоне белого полупрозрачного фарфора – это беспроигрышное сочетание и предмет гордости хозяйки. Особую утонченность посуде придает наличие фактурного канта. Чтобы изделия как можно дольше были предметом восхищения гостей, нужно придерживаться нехитрых правил по уходу за ними.

  • Мыть такую посуду следует вручную, без использования агрессивной химии и абразивных средств.
  • Если же всё-таки использовать посудомоечную машину, то исключительно на бережном режиме и при минимальной температуре.
  • Использовать в СВЧ категорически запрещено.

Для заваривания чая, безусловно, можно выбрать любую посуду – вкус напитка от этого не изменится. Но элегантный сервиз с кобальтовой росписью и позолотой способен сотворить чудо.

Он превратит обычное чаепитие в изысканную трапезу, добавит этому процессу торжественности и элегантности.

О том, как производится фарфоровая посуда со знаменитым декором "Кобальтовая сетка", смотрите в следующем видео от Императорского Фарфорового Завода.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.