Саморазвитие

Скорочтение: что это такое, для чего нужно и как освоить этот навык?

Скорочтение: что это такое, для чего нужно и как освоить этот навык?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Основные принципы
  3. Зачем это нужно?
  4. Польза и вред
  5. Как развить этот навык?
  6. С какого возраста начинать обучение?
  7. Кому пригодится эта техника?
  8. Ошибки

Время – один из важнейших ресурсов в современном ритме жизни. Нам не раз приходилось слышать от кого-то из своего окружения, что времени катастрофически не хватает, да и мы сами постоянно ощущаем это. Навыки скорочтения помогут гораздо быстрее справляться с колоссальным потоком всевозможной информации и существенно экономить ценнейший ресурс – время.

В интернете встречается множество статей прямо противоположного толка. В одних утверждается, что скорочтение ничего не даёт, другие приводят разнообразные примеры значительного успеха. Попробуем разобраться в способах, рабочих приёмах и технике освоения именно полезных навыков скорочтения.

Что это такое?

Скорочтение – это:

  • способность человека быстро воспринимать текстовую информацию с высоким уровнем восприятия с помощью особых методов чтения;
  • комплекс навыков по обработке и качественному усвоению информации;
  • полезный инструмент для экономии личного и производственного времени;
  • действенное средство для развития интеллекта и тренировки памяти.

Скоростное чтение – это не самоцель. Важно умение понимать сущность и смысл из письменного текста при быстром и уверенном чтении. Освоив технику скорочтения, можно повысить скорость восприятия в 3-4 раза. Если средней скоростью стандартного чтения взрослого человека считается 200-250 слов в минуту, то при скорочтении она возрастает до 600-700 слов.

Некоторые специалисты отмечают, что при скорочтении процент усвоения материала по сравнению с обычным чтением неминуемо снижается. Вот почему умение выделять из текста главный смысл, сохранять материал в памяти и отсеивать несущественные моменты приобретает при скорочтении особую актуальность.

Основные принципы

При использовании техники скорочтения применяются два основных принципа.

  • Скимминг. Представляет собой визуальный поиск предложений в тексте, чтобы определить подсказки к основному вопросу или к цели чтения. Прочитываются начало и конец текста, затем первое предложение каждого абзаца, чтобы быстро определить, нужна ли дополнительная детальная информация для данного вопроса. Ошибочно считать, что скимминг – случайный процесс, ведь для эффективности чтения нужна структура, важнее то, что прочитано, а не то, что пропущено.
  • Сканирование. Это процесс поиска нужной информации с использованием карты ума, сформированной из скимминга. Для успешного сканирования должно быть понятно, как структурирован материал и что читать, чтобы можно было найти необходимую информацию. Сканирование включает основной тезис, заголовки, факты, важные части информации.

Составляющими техники быстрого чтения являются особые методики обработки текста, поисковые алгоритмы, переработка текста, широкий охват текста одним взглядом.

Зачем это нужно?

Бесспорно, что современный ритм жизни испытывает информационные перегрузки. Количество информации возрастает чуть ли не в геометрической прогрессии. Как не потеряться в этом стремительном потоке? Многочисленные источники информации – телевидение, интернет, брошюры, журналы, научно-популярные издания – всё переполнено информацией об изменениях различных технологий, о всевозможных новостях, о новых тенденциях в каких-то процессах. Чтобы оставаться успешным, надо владеть знаниями в конкурентных областях, оперативно реагировать на изменение ситуации, быть всегда «на плаву».

Конечно, скорочтение не панацея, но в немалой степени помогает «держать руку на пульсе времени». Кроме того, при скорочтении у человека вырабатываются «бонусы», которые создают дополнительные преимущества в некоторых аспектах жизни.

  • Тренировка памяти. При скорочтении мозг человека начинает работать на более высоком уровне. Если занятия по освоению техники скорочтения становятся системой, восприятие и запоминание информации совершенствуются, тренируется память.
  • Акцентирование внимания. Методы скорочтения позволяют полностью сосредоточиться на чтении, не отвлекаться на посторонние мысли, далекие от читаемого материала. В результате этого внимание полностью направлено на получение информации из читаемого текста.
  • Развитие логического мышления. Процесс чтения – упражнение для мозга. Тренировка мозга скорочтением помогает эффективнее сортировать информацию и формировать правильные связи с ранее сохранёнными в памяти фрагментами знаний. С повышением скорости чтения автоматически совершенствуется индуктивность мышления.

Польза и вред

Исторически известные факты из жизни всемирно известных личностей пусть косвенно, но всё же являются показателем того, что скорочтение способствует успешности и это не миф. Достаточно сказать, что быстро умели читать наши знаменитые соотечественники Максим Горький, Александр Пушкин, Владимир Ленин, а также зарубежные лидеры различных исторических эпох – Наполеон Бонапарт, Теодор Рузвельт, Джон Кеннеди, Карл Маркс и многие другие известные личности. Из этого следует, что освоение скорочтения – дело стоящее.

Скорочтение – единственный метод, при котором включается умственная деятельность одновременно в обоих полушариях головного мозга. Развитие индуктивности мышления и скорости мыслительных процессов при скорочтении позволит отслеживать авторский замысел и быстро улавливать структуру текста.

Несмотря на очевидные плюсы скорочтения, признанные многими из тех, кто освоил эту технику, дебаты вокруг существующих методик не утихают и в наши дни. Существует немало противников, которые считают скорочтение вовсе не чтением как таковым, а просмотром текстов. В большинстве своем оппоненты отмечают один, но очень существенный минус – разработанные методики по скорочтению не позволяют в полном объёме понимать смысл прочитанного. В критических статьях часто цитируется Вуди Аллен, американский писатель, актер и кинорежиссер, знаток литературы и музыки: «Я прочел «Войну и мир» за 20 минут. Там что-то про Россию».

Надеяться на прочтение нескольких тысяч слов в минуту без потери понимания не стоит, надо адекватно оценивать реальные возможности человека.

Как развить этот навык?

Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.

Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.

На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:

  • субвокализация (проговаривание текста в уме);
  • регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
  • ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
  • степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
  • поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.

Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.

  • Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
  • Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
  • Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
  • Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
  • Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
  • Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
  • Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.

Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.

Для успешного освоения техники скорочтения потребуется очень много практики. Всё это в совокупности даст возможность правильно воспринимать и сохранять в памяти информацию, а в дальнейшем – практически пользоваться полученными знаниями.

С какого возраста начинать обучение?

Успешные люди во все времена были и остаются объектом восхищения, а нередко и зависти. Большинство родителей хотели бы в будущем видеть своих детей успешными, а многие не просто хотят, а всячески стараются развивать ребёнка. Обучение ребёнка быстрому чтению с пониманием текста и правильной интонацией ставится при этом не на последнее место.

С какого же возраста начинать обучение детей быстрому чтению? Однозначных рекомендаций по этому вопросу нет. Некоторые специалисты считают, что можно начинать учить ребёнка быстро читать уже с 5-7 лет. В этом возрасте мозг способен максимально быстро запоминать материал, но при условии, что ребёнок уже умеет хорошо читать целыми словами, а не по слогам. Другие авторы методик советуют начинать обучение в 7-10 лет, в это время дети уверенно читают слова и чётко понимают написанное.

Но большинство специалистов склоняются к тому, что оптимальный возраст для начала обучения скорочтению – от 10 до 12 лет. В этом возрасте у ребёнка достаточно развита память, он хорошо понимает информацию, запоминает со скоростью произнесённой речи, способен внятно пересказать текст.

Важное и обязательное условие – добровольное желание самого ребёнка заниматься обучением. Нельзя насильно заставлять ребёнка выполнять упражнения, ничего хорошего из этого не выйдет. Методика обучения должна быть подобрана в соответствии с возрастом.

Кому пригодится эта техника?

Навык скорочтения необходим в различных профессиях, связанных с ежедневной необходимостью прочитывать и запоминать большие объёмы текстовой информации. Скорочтение непременно пригодится юристам, педагогам, рецензентам, редакторам, переводчикам – всем, чья сфера деятельности связана с текстами. Трудно переоценить пользу быстрого чтения для студентов – в процессе обучения им приходится прочитывать и обрабатывать массу текстовой информации, чтобы подготовиться к сессии и написать курсовые и дипломные работы. В школьных программах объёмы информации тоже возрастают с каждым годом.

Для тех современных подростков, которые уже в школьные годы задумываются об успешном будущем, навык скорочтения тоже не будет лишним.

Ошибки

Наивно рассчитывать на немедленные результаты и отчаиваться, если при проверке они оказались далеки от ожидаемых. Но если вовремя учесть некоторые моменты перед началом обучения, то можно значительно ускорить этот процесс.

  • Чтение без предварительной подготовки – серьёзная ошибка. Сначала надо задаться вопросом – для чего надо прочитать материал? Вопросы – это маркеры, по которым из текста извлекается самая важная информация. Без вопросов чтение бессмысленно, текст просто «поглощается».
  • Сначала надо научиться качественно читать на привычной скорости, понимать и запоминать информацию с первого прочтения, читать, ни на что не отвлекаясь, и только потом начинать осваивать скорочтение.
  • Нельзя допускать помыслы «у меня не получится». Мнение, что для освоения скорочтения надо быть сверхталантливым – ошибка. Никто не станет спорить, что умственные способности людей сильно различаются, но научиться скорочтению при большом желании может каждый. Память есть абсолютно у всех, её надо просто «разбудить», развивать и тренировать, чтобы от страха перед объёмными текстами не осталось и следа.
  • Не следует перескакивать от методики к методике, надо выбирать то, что изложено доступным, понятным именно вам языком, чтобы освоить технику раз и навсегда, а в дальнейшем только совершенствовать первоначальные навыки постоянной практикой.

Освоив технику скорочтения, большинство пользуются ею при чтении научно-популярной, деловой или учебной литературы.

Художественную литературу и поэзию можно читать с обычной скоростью, чтобы не потерять эффект наслаждения чтением. Никаких затруднений с переходом от одного способа чтения к другому не возникает.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.