Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.
Описание
В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.
На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.
Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:
- логопед;
- сурдопедагог;
- олигофренопедагог;
- тифлопедагог.
Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.
Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.
Алгоритм задач специалиста:
- диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
- выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
- составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
- проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
- динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
- работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.
В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.
Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.
Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.
Плюсы и минусы
Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.
Другими достоинствами являются:
- высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
- возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
- короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
- увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
- возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.
Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:
- высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
- низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
- невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
- высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.
Знания и навыки
Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.
Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:
- возрастной и специальной педагогики и психологии;
- анатомо-физиологической дефектологии;
- методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
- новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.
Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:
- проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
- разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
- применения различных методик и технологий в обучении детей;
- оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.
Личные качества
Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:
- оптимизм;
- высокая работоспособность;
- умение сопереживать;
- стрессоустойчивость;
- высокий уровень организаторских способностей;
- любовь к детям;
- способность к быстрому принятию решений.
Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.
Работа и обучение
Педагог по дефектологии должен пройти обучение по специальностям «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Как правило, получить его можно в учреждениях среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения также ведут обучение в данной отрасли, позволяя студентам, углубится в узкоспециализированные направления, будь то сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика или логопедия.
Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.
Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.
На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.