Что делает педагог в школе — более или менее понимают все. Но вот описание деятельности педагога дошкольного образования куда меньше знакомо большинству людей.
А между тем для представителей этой профессии обязательно нужны особые знания, и обучение их происходит не менее тщательно, чем у преподавателей школы или университета.
Особенности
Главной чертой работы педагога дошкольного образования, которая несвойственна преподавателям других профессий, является то, что она закладывает основы успешного развития ребенка. Допустить ошибку в этот момент очень легко и просто. Исправить ее потом будет колоссально трудно, а иногда и вовсе невозможно. Ряд психологических исследований позволил установить, что основные черты характера у детей складываются между 4 и 6 годами. Именно тогда определяется, как человек будет взаимодействовать с другими людьми.
Но при всей важности воспитания не надо забывать и про образовательный компонент такой деятельности. Знания и навыки тоже должны прививаться уже в этом возрасте. Взаимодействие с каждым обучаемым должно выстраиваться индивидуально — чего не будет уже позже даже в самых лучших школах и тем более вузах. Педагог дошкольного образования должен не бороться с фантазиями и игровыми склонностями детей, как это будет позже, а использовать их, и заодно помогать их преодолению путем доведения до логически завершенной формы. Суммируя сказанное, нужно акцентировать внимание на:
- ответственности;
- повышенной сложности работы;
- необходимости действовать быстро и слаженно;
- строжайшем учете особенностей учеников.
Обязанности
Важнейшей составляющей деятельности педагога дошкольного образования является постоянный контроль воспитанников. Нужно следить, чтобы они не оказывались в опасной ситуации. Возникнуть она может где угодно — в спальне и коридоре, в столовой и на занятиях, но особенно велик риск на прогулке и при играх на открытой площадке. Учитывая особую восприимчивость организма малышей к инфекциям, работающих с дошкольниками педагогов обязывают дважды в год проходить медосмотр. При этом они и сами должны уметь оценить состояние здоровья воспитанников, а при первом же неблагополучии — принять необходимые меры.
Педагоги дошкольного образования вместе с медперсоналом детских садов и другими медработниками заботятся об укреплении здоровья воспитуемых, прививают им навыки гигиены. Особое внимание обязательно нужно обращать на ослабленных детей, на тех, кто только недавно восстановился после травмы либо заболевания. В отдельных случаях приходится не только развивать малышей, но и заниматься педагогической, психологической коррекцией.
Кроме того, детский сад ведет свою работу упорядоченно, системно. Вся деятельность педагогов должна строиться по четкому выверенному плану. Это выражается, конечно, еще и в четком выполнении распорядка занятий, режима обучаемых групп.
Но и сводить всю деятельность только к исполнению предписаний нельзя. Хороший педагог ДОУ постоянно следит за интересами детей и оценивает их способности. Этим надо заниматься и при адаптации только что влившихся в учебную группу, и при ее повседневном ведении, и, разумеется, при подготовке сопроводительных документов для выпускников детсада.
Еще в обязанности преподавателя входит:
- подготовка досуга;
- проведение праздников с участием детей;
- замена других педагогов на время их отсутствия;
- составление необходимой документации;
- выполнение посильных предписаний и поручений заведующих, старших воспитателей, медработников;
- участие в педагогических советах;
- бережное обращение с имуществом организации;
- поддержание чистоты и порядка в группе, а по возможности и на всей территории.
Знания и умения
В категорию общих знаний для любого преподавателя детского сада входит трудовой кодекс и законы, регулирующие образовательную деятельность. Нужно изучать и акты, регламентирующие права детей. Педагогический опыт воспитателя может быть разным (и должен обязательно учитываться при работе). Но даже новички должны:
- знать, как контролировать воспитанников;
- учитывать их возрастные и физиологические особенности;
- строго следовать принципам педагогической этики;
- уметь разбираться в причинах конфликтов и устранять их;
- владеть актуальными педагогическими подходами;
- владеть основными способами коммуникации с другими педагогами, своими воспитуемыми, их родителями и другими людьми;
- уметь заполнить свободное время воспитуемых;
- следить за пожарной и санитарной безопасностью;
- знать принципы внутреннего распорядка в организации.
Обучение
Перед выбором образовательной программы надо четко определиться, чем собственно планирует заняться будущий педагог. Непосредственная работа в детской группе сильно отличается от подготовки учебных планов и от управления детским садом в целом. Стандарты обучения обычных и старших воспитателей тоже отличаются. Часть детских садов охотно примет на работу выпускников колледжей и техникумов. Ведь в этих учебных заведениях за 3-3,5 года осваивают подробную программу с практическим уклоном.
Средне-специальные учебные заведения с необходимой программой есть как минимум в любом крупном областном городе. А вот выпускникам школы имеет смысл отучиться 4 или 5 лет в высшем учебном заведении. Любое управление образования всегда настаивает, чтобы детские сады принимали как можно больше дипломированных специалистов. В процессе обучения они будут осваивать углубленно именно методы работы с дошкольниками. Искать соответствующие программы подготовки имеет смысл в педагогических институтах и университетах. Несколько проще тем, кто уже имеет педагогическую или смежную специальность — они всегда могут воспользоваться режимом переподготовки, которая занимает от 3 месяцев до 1 года.
Специальное образование в таком формате доступно всем, кто имеет университетский диплом (даже по совершенно иной специализации). Экзаменов не будет, предстоит лишь оплачивать учебный курс. Важно: людям, далеким от педагогики, придется обучаться не менее 1000 часов. В их документе об образовании должно быть написано, что выпускникам присвоена квалификация воспитателя. Необходимую переподготовку предлагают педагогические вузы по всей России.
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста у сотрудников детских садов есть. Однако в материальном плане это не сопровождается соответствующими изменениями. Многие, пройдя путь от обычного воспитателя до старшего воспитателя и далее до заведующего, уходят в другие сферы. Кто-то идет в управление образования, кто-то предпочитает продолжить карьеру в частном детском саду.
Правда, тогда придется осваивать альтернативные методики обучения; потому часть людей пробует открыть собственные детские сады.