В каждой сфере деятельности есть своя специфика. В том числе и в профессии учителя информатики. Только изучив основные должностные обязанности и карьерные перспективы, можно правильно понять, подходит такая работа или нет.
Специфика профессии
Преподаватель в школе — это очень важная и ответственная деятельность. От того, какова будет его работа, зависит мировоззрение и будущие жизненные перспективы учеников. Это должен помнить даже учитель информатики, тем более что он обучает свой класс одному из самых важных элементов современной жизни. Следует понимать, что информатика — не просто очередной предмет, а целая наука, набор принципов.
Важно выработать умение творчески пользоваться этими принципами, ведь информационная среда постоянно меняется.
Придется вырабатывать у учеников:
- умение оценивать информацию и критически подходить к ней;
- способность отыскивать выход из сложной ситуации при работе с электроникой;
- ответственность;
- добросовестность.
Оттого обучение конкретным программам и приемам решения задач, основам программирования уходит на второй план. Они важны, как и техническая архитектура компьютера. Но во сто крат важнее продемонстрировать те преимущества, которые дает компьютер человеку, основные способы и форматы взаимодействия с ним. Необходимо постоянно отходить от отвлеченной теории и делать максимальный упор на практику. При этом учитель информатики больше, чем любой другой школьный преподаватель, должен следить за новинками в своей области.
А они появляются гораздо чаще, чем в физике или химии, биологии или физической культуре. Сравнивать с языковыми дисциплинами, литературой или математикой вовсе как-то неудобно. Потому преподаватель информатики должен ради соответствия запросам своего класса быть в курсе:
- последних тенденций развития электронной техники;
- инноваций в области связи и программирования;
- особенностей конкретных операционных систем;
- свежих версий прикладных и служебных программ;
- актуальных форматов файлов;
- алгоритмов обработки и передачи данных;
- тенденций развития вычислительных сетей и их текущего состояния.
Плюсы и минусы
Работа учителем информатики носит творческий характер. Это понравится людям, кто постоянно растут и совершенствуются, стараясь расширять свои навыки. Всегда можно перейти на неполный рабочий день и/или подрабатывать репетиторством. Как и в любой другой школьной специализации, радость доставят жизненные успехи бывших учеников, и не только в профессиональном плане. Нельзя не упомянуть о том, что деятельность преподавателя уважаема и даже в каком-то смысле почетна.
Отпуск длиной 60 дней, причем строго летом, порадует всех людей. Постоянное общение с молодежью может зарядить оптимизмом и бодростью. Но не все школьники добросовестны, и порой среди них встречается настоящая «головная боль» педагога. Уровень оплаты в государственной и муниципальной школе не так велик, как хотелось бы. Зато там очень много отчетности и других документов.
Кроме того, учительская работа не понравится тем, кто хочет новизны — основной круг доносимой информации год от года мало меняется.
Личные качества
Преподавание информатики немыслимо без склонности к работе с детьми и подростками. Очень важную роль играет наблюдательность и педагогическое чутье. Только те, кто могут разглядеть изменения в развитии детей и их основные навыки, становятся хорошими учителями. А также нельзя не упомянуть обязательные ораторские дарования и способности организатора. Кроме того, даже на уроке информатики могут вспыхивать конфликты — надо уметь их вовремя распознать и предупредить.
Вести урок — значит, уметь следить за несколькими объектами одновременно, и при этом дозировать внимание. Не все будут учиться одинаково прилежно, и даже у отличников иногда встречаются проблемы: придется во все вникать и проявлять тактичность, помогая справиться с трудностями. Но нельзя давать слабину: хороший учитель всегда требователен там, где это уместно. Он являет образец дисциплины и порядка в любой ситуации. Конечно же, важна склонность к постоянному самосовершенствованию.
Заработная плата
В различных российских регионах оплата учителя информатики колеблется от 14 до 60 тысяч рублей. Правда, свыше 30 тысяч можно получать или в единичных частных школах, или в районах Крайнего Севера. Средний уровень составляет от 18 до 20 тысяч. В российской столице ставки колеблются от 25 до 110 тысяч. При этом начинающим педагогам без опыта и солидного портфолио лучше не рассчитывать более чем на 35-40 тысяч рублей.
Кроме ставки оклада, роль играет:
- стаж;
- дополнительная квалификация;
- классное руководство;
- проверка тетрадей;
- заведование кабинетом;
- успехи учащихся на мероприятиях и олимпиадах;
- премии и стимулирующие выплаты.
Обучение
Педагогам других специализаций, особенно в области физики и математики, можно ограничиться годичным курсом переподготовки в любом институте повышения квалификации. С нуля необходимую подготовку ведут педагогические колледжи, которые также есть в любом крупном городе. Но лучше пройти подготовку в серьезном педагогическом университете.
Многие учителя информатики изначально имели программистское образование или высшее образование в области вычислительной техники, автоматизированных систем.
Должностные обязанности
Преподаватель информатики:
- занимается учебной и воспитательной работой с учетом специфики своего курса и психологии определенного возраста, с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- исполняет требования учебного и личного поурочного планов;
- исполняет неукоснительно расписание занятий;
- контролирует, чтобы знания школьников по его предмету соответствовали положениям ФГОС;
- отслеживает исполнение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарных норм;
- предотвращает несчастные случаи, при необходимости устраняет их последствия;
- составляет документацию, ведет журналы посещения и учебных результатов;
- предлагает администрации школы конкретные меры по улучшению учебного процесса, которые не может реализовать в пределах своих полномочий.
А также преподаватель информатики обязан участвовать в работе педагогических советов, других коллегиальных органов управления. Ему нужно будет принимать участие в итоговой аттестации школьников. Еще должностные инструкции могут говорить про:
- систематическое освоение новых профессиональных знаний;
- участие в методических объединениях;
- индивидуальный методический поиск;
- дежурства по школе;
- организацию межпредметных связей;
- взаимодействие с родителями, другими родственниками учеников, с администрацией детских домов;
- соблюдение устава школы;
- соблюдение этического кодекса педагога;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- замену отсутствующих педагогов той же специализации.