Воспитанность и духовное развитие современных детей целиком и полностью зависит от профессионализма преподавателей музыки. Именно этот школьный предмет помогает сформировать личностные качества учеников. Из полного комплекта художественного воздействия музыкальное воспитание является самым доступным. Музыка способна затронуть самые потаенные уголки души, разбудить затихшие чувства, вызвать эмоциональный взрыв.
Музыкальное воспитание максимально воздействует на духовный мир человека, особенно ребенка. Недаром мамочки в ожидании малыша слушают классические мотивы. Школьникам же музыкальное воспитание преподает высококвалифицированный педагог. Рассмотрим подробнее особенности профессии и обучение учителя музыки.
Описание
В педагогическом составе детских садов и школ присутствуют преподаватели художественных дисциплин. Именно на них возлагается развитие и формирование в учащихся культурной и эмоциональной грамотности. Однако больший вклад в столь серьезное дело вносят учителя музыки. Они же являются главными носителями музыкально-теоретических знаний, что и является основой их работы. Помимо формирования художественной грамотности, преподаватель музыки должен раскрыть музыкальные предпочтения ребенка. Говоря простыми словами, он должен определить, кому нравится петь, а кому играть на музыкальных инструментах. И при возможности постараться помочь ребенку развить талант.
Музыкальный педагог обязан быть подкованным в профессиональной сфере. Он должен знать музыкальные жанры, уметь объяснить разницу между мелодиями Бетховена и Шуберта. Именно учитель музыки сможет рассказать, какими приемами музыкальной техники пользовался Фредди Меркьюри.
Мало кто знает, но известные классические композиторы в свое время вели преподавательскую деятельность, например, Шопен или братья Рубинштейн.
Плюсы и минусы профессии
Многим кажется, что работа учителя музыки является самой простой. Что в процессе обучения детей у педагогов не возникает проблем и сложностей. На самом деле это ошибочное мнение. Как и любая другая профессия, должность преподавателя музыки имеет ряд достоинств и недостатков. Для начала следует рассмотреть плюсы данной работы, а именно:
- учитель – это не профессия, а призвание; музыкальный педагог, любящий свою работу, сможет помочь своим ученикам раскрыть музыкальный потенциал;
- объему отпуска учителей завидует любой человек – 2 месяца летом и недельный отдых между четвертями;
- высокая заработная плата учителей музыки, работающих в частных школах;
- в свободное время от школы учитель музыки может получать дополнительный доход посредством репетиторства;
- работа учителя музыки весьма увлекательна – ежедневно приходится решать множество творческих вопросов, при необходимости готовить музыкальные номера для утренников и даже вести кружок по пению.
Теперь можно рассмотреть и недостатки профессии музыкального педагога, а именно:
- работа учителя музыки в общеобразовательных учреждениях всегда сопровождается стрессами – в день необходимо провести занятия как минимум в пяти классах, в каждом учится по 30 детей, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход; а также возможны встречи с родителями и не всегда по хорошим причинам;
- преподавателю музыки необходимо быть готовым к полноценному рабочему дню;
- учителю музыки, человеку с утонченной душой, крайне сложно работать с непослушными, ленивыми и неусидчивыми школьниками;
- низкая заработная плата в государственных средних школах и детских садах;
- огромная нагрузка – учитель музыки должен составлять ежедневный план работы, писать отчеты, вести школьную документацию.
Только это не полный список достоинств и недостатков профессии учитель музыки.
В целом педагог любого направления должен серьезно относиться к своей работе. Только не каждый на это способен. В таких случаях лучше искать альтернативу. Испорченной репутации не помогут никакие дипломы, сертификаты и регалии.
Должностные обязанности
Для учителей музыкальной дисциплины предусмотрен определенный список трудовых обязанностей, который должен исполняться в полной мере.
- Музыкальный педагог обязан обучать и воспитывать школьников согласно специфике своего предмета. Для каждого нового урока должен разрабатывать план обучения. Вести профессиональную документацию, отчеты, заполнять классный журнал и дневники учащихся. Учитель музыки должен принимать активное участие в экзаменационной комиссии.
- На преподавателя также возлагается слежение за соблюдением правил техники безопасности. Это обучение в безопасной среде, умение оказать первую помощь, при необходимости проведение инструктажа по вопросу безопасности труда.
- Педагог музыкальной дисциплины обязан допускать на свои уроки представителей администрации школы, а также заменять уроки отсутствующих преподавателей. Он должен беспрекословно исполнять приказы руководства и соблюдать правила внутреннего распорядка. Учитель музыки должен знать права школьников и руководствоваться ими в процессе обучения. Он обязан взаимодействовать с родителями или опекунами своих учеников.
- Как любой другой педагог, учитель музыки обязан проходить курсы повышения квалификации. Принимать активное участие в методической работе, в педагогических советах, на совещаниях производственного характера и родительских собраниях. Музыкальный педагог обязан вести дежурство по школе согласно утвержденному графику.
- Так как работа педагога связана с детьми, ему важно проходить регулярное медицинское обследование. При выявлении каких-либо проблем со здоровьем он должен оповещать руководство школы.
- Педагог обязан соблюдать этику в общении с коллегами, родителями и детьми. Он должен быть примером для своих учеников по всем личностным критериям.
- Преподаватель, проведший последний урок класса, обязан проводить школьников в гардероб. Если окончание урока совпадает со временем питания, учитель музыки должен проводить своих воспитанников в столовую, а после передать детей классному руководителю.
- Кроме того, педагог музыки обязан заниматься проведение концертов и утренников для школьников. Принимать активное участие в разработке и проведении внешкольных мероприятий, а также проводить музыкальные олимпиады.
Требования
Список требований к преподавателю музыки весьма велик. К сожалению, не каждый специалист готов похвастаться столь крупным набором технических знаний. И все же наличие практического опыта сможет сыграть огромную роль. Сегодня от учителя музыки требуется следующее:
- опыт ведения плановых и внеплановых мероприятий;
- практическое знание организации и проведения уроков;
- умение исполнять репертуар хорового и вокального жанров;
- знание игры на разных музыкальных инструментах;
- опыт ведения профессиональной документации.
Учитель музыки должен уметь следующее:
- использовать методические пособия и соответствующую предмету литературу;
- подготавливать аудио материал для обучения;
- использовать педагогические методы для организации обучения школьников;
- заниматься организацией праздников;
- построить доверительные отношения с детьми и их родителями;
- выявлять школьников с музыкальным потенциалом и направлять их на развитие навыков.
Но самое главное требование к преподавателю музыки – знать основы педагогической психологии, ведь для работы с детьми это крайне необходимо.
Знания и навыки
Учителю музыки необходимо иметь музыкальное образование. Широко приветствуется наличие зарубежного диплома. Он должен в совершенстве играть на фортепьяно, разбираться в музыкальных жанрах и уметь преподносить свои знания в увлекательной форме.
Кроме того, преподаватель музыки должен обладать общими педагогическими умениями, ведь ему придется работать с детьми, при необходимости даже быть психологом.
Личные качества
Помимо профессиональных навыков, учитель музыки должен обладать рядом личностных характеристик, а именно:
- музыкальный педагог должен иметь творческий потенциал;
- он должен понимать тонкости культурных ценностей;
- ему следует придерживаться душевного спокойствия.
Без этих качеств учителю музыки будет крайне сложно работать в школе и обучать детей.
Права и ответственность
Как любой высококвалифицированный специалист, учитель музыки имеет определенные права, которыми может воспользоваться в любой момент. Например, музыкальный педагог имеет право на прохождение курсов по повышению квалификации. Администрация школы в свою очередь создает необходимые условия для прохождения обучения своего сотрудника. А также учитель музыки по собственному желанию может пройти аттестацию для получения категории.
В вопросе отдыха преподаватель музыкальной дисциплины может потребовать сокращения рабочей недели. Ему разрешено отправиться на удлиненный отпуск. А по окончании трудового стажа учитель музыки имеет право на пенсию с учетом выслуги лет. Музыкальный педагог имеет право на определенные социальные льготы, на участие в управлении общеобразовательным процессом.
Но самое главное – педагог музыкальной дисциплины имеет право на защиту чести и достоинства, что в наше время крайне важно.
Согласно трудовому законодательству, на учителе музыки лежит определенная ответственность. Педагог будет отвечать за следующее:
- неисполнение полного объема образовательной программы;
- жизнь и здоровье школьников;
- нарушение прав учеников.
Обучение и карьера
Для любого педагога карьерный рост играет важную роль – это возможность самоутвердиться, увеличение заработной платы. В целом оплата труда преподавателя музыки среди бюджетных профессий считается достойной. Однако это относится лишь к высококвалифицированным специалистам. Педагоги, которые вкладывают душу в свою работу, обладают большими знаниями и ведут активную общественную работу, получают надбавки к заработной плате. Но эти сумы не сравнятся с оплатой труда топ-менеджеров или ведущих специалистов частных компания. Но если преподаватель музыки возьмет на себя дополнительную нагрузку, например, классное руководство, его заработная плата станет значительно выше.
Люди, не имеющие отношения к педагогической работе, не знают, каких карьерных высот может добиться обычный преподаватель музыкальной дисциплины. По окончании курсов повышения квалификации и прохождении педагогических тренингов он легко станет методистом или может претендовать на должность заместителя директора образовательного учреждения.
Главное – не стоять на месте, а стараться совершенствоваться и стремиться к достижению поставленных целей. Тем более такое стремление по достоинству оценят воспитанники и обязательно возьмут себе на заметку.