Новичкам это не покажется очевидным, однако велосипеды бывают принципиально разными, а одной из наиболее распространенных разновидностей является так называемый городской велосипед. По названию уже понятно, что такой транспорт идеально приспособлен для езды в населенных пунктах, но остается понять, что это такое, как выглядит и так далее.
Общие характеристики
Велосипед для города «родился» не вчера – его концепция выработана десятилетиями эксплуатации в условиях города или аналогичной (сравнительно ровной) местности. Это не транспорт для серьезных испытаний, упор в производстве делается на практичность и комфорт, тогда как эффективностью и скоростью несколько пренебрегают – они не нужны в условиях удобной дороги и постоянных светофоров.
Типичный велосипед городского типа отличается высокой и прямой посадкой – спина велосипедиста держится ровно, будто он сидит на стуле. Такое положение удобно благодаря высокому регулируемому рулю и просторному мягкому сиденью.
Переключение скоростей, если оно предусмотрено, предлагает меньше режимов, чем у горных и спортивных аналогов.
Верхняя труба в раме городского велосипеда либо расположена очень низко, либо вообще отсутствует – в ней нет острой необходимости, поскольку нагрузка на каркас в условиях ровных асфальтных дорог снижена, а вот посадка при такой комплектации упрощается. Амортизаторы также часто отсутствуют, зато хватает типично «городской» начинки: багажника и звонка. Многие модели для удобства оснащаются также кожухом для цепи и передним фонарем.
Описанный транспорт предельно удобен для непродолжительных поездок в городских условиях, он не требует какой-либо предварительной подготовки или специальной одежды, одинаково эффективен при любых погодных условиях. Именно такие модели широко используются в городах Западной Европы, которые массово переходят на велосипедное передвижение, например: в Копенгагене или Амстердаме. Городской велосипед оказывается совершенно непрактичным, если его планируется использовать для езды по бездорожью, хотя бы относительному. Поэтому подобные модели зачастую неприменимы в загородных условиях и не годятся в качестве туристического или спортивного транспорта.
Какими бывают?
У каждого человека может быть собственное представление о том, какие характеристики присущи городскому велосипеду, и хотя в целом список все время повторяется, каждая отдельная черта оказывается необязательной. В связи с этим стоит объяснить, что означают те или иные распространенные характеристики велосипедов.
Традиционный городской велосипед предполагал крупные колеса, но сегодня большим спросом пользуются модели с маленькими колесами. Значительный диаметр нужен для того, чтобы проще преодолевать какие-либо препятствия, но в городе с развитой велосипедной инфраструктурой и обилием дорожек в этом нет никакой нужды. Компактные модели с небольшой рамой пользуются в городах повышенным спросом, ведь мини-транспорт становится переносным, и его уже не так сложно поднять на любой этаж, даже если лифта в здании нет.
Кроме того, при перевозке велосипеда в поезде или автобусе скромные габариты оказываются дополнительным плюсом для владельца.
Важное значение имеет рама, а точнее, материал, из которого она изготовлена. Карбоновый велосипед высоко ценится ввиду того, что главное сырье для производства каркаса стоит недорого. В последнее время популярность приобретают также разновидности с рамой из хромомолибденового сплава – это выбор тех, кто предполагает эксплуатировать свой транспорт в условиях неидеальных дорог или просто желает своему велосипеду более долгой жизни.
Об особенностях рамы уже упоминалось выше – обычно ее верхняя планка низкая или вообще отсутствует, чтобы упростить ездоку задачу посадки и высадки. На идеально ровных дорожках она не нужна, поскольку транспорт не испытывает значительной нагрузки вследствие прыжков, а значит, нет причины дополнительно укреплять конструкцию. Уж тем более никакой дополнительной планки нет в компактных складных моделях, где она бы только мешала.
При этом по верхней планке зачастую судят о «половой принадлежности» велосипеда, считая, что прямая планка больше подходит мужчинам, а наклонная – женщинам. Впрочем, в последнее время это уже неактуально.
Как и в случае с любыми другими велосипедами, городские модели бывают взрослыми и детскими. Такая классификация понятна – удобство езды во многом зависит от того, насколько транспорт соответствует росту ездока, так что детские варианты всегда немного меньше взрослых. Впрочем, градация такого типа не всегда актуальна, ведь лучшие производители всегда выпускают велосипеды с возможностью регулирования высоты сиденья и руля, а значит, один и тот же экземпляр после непродолжительных манипуляций может быть удобен человеку совершенно иного склада, нежели хозяин.
Городской велосипед обязан быть безопасным, падение с него может стать причиной не только травмы или плохого настроения, но и сорвавшейся работы, если вы обязаны быть на рабочем месте в костюме, а упали и запачкали одежду по дороге в офис. По этой причине большой популярностью пользуются трехколесные модели, долгое время считавшиеся уделом детей. Два задних колеса у них расставлены нешироко – благодаря этому велосипед все еще остается юрким и очень компактным, сохраняя способность протиснуться в любую щель, но при этом падения не произойдет, даже если велосипедист отвлечется или ему придется остановиться.
Для городского велосипеда довольно типичным явлением оказывается оснащение багажником или корзиной. Во многом это удобно – если вы постоянно возите с собой небольшие предметы или какие-то вещи, такой аксессуар окажется весьма уместным.
При этом наличие багажника создает определенные проблемы для складных моделей, поскольку заметно ограничивает их компактность, потому многие велосипедисты предпочитают приобретать модели без корзины, вместо нее используя обыкновенный заплечный рюкзак. В то же время для перевозки маленьких детей взрослая конструкция может быть дополнительно оснащена специальным местом для ребенка.
Наконец, при создании городских велосипедов большое внимание уделяется комфорту ездока, и выражается он как минимум в защите цепи и планетарной втулки – случайный контакт с ними невозможен.
Кроме того, во многих современных моделях предусмотрена еще и защита спиц от попадания в них одежды – это уместно, если погода плохая и требуется надеть плащ.
Сравнение с другими видами
Многообразие разновидностей велосипедов неслучайно – городская модель отличается от любой из альтернатив. За редкими исключениями вы не будете иметь возможности или не захотите ограничивать себя сугубо городскими условиями, потому стоит задуматься, является ли в вашей ситуации именно городской (прогулочный) вариант лучшим выбором. Чтобы это понять, проведем краткое сравнение этой разновидности транспорта со всеми остальными велосипедами.
Дорожный велосипед в плане популярности запросто составит конкуренцию городскому, и не исключено, что именно такую разновидность вы видели чаще всего. На первый взгляд, преимуществ у него мало: он, в отличие от городского, и неповоротлив, и тяжел, и не слишком удобен. Если городская модель сделана для удобства в непродолжительных поездках, то ее дорожный собрат – не про комфорт, а про надежность, обусловленную предельной простотой конструкции. В таком агрегате нет ничего лишнего, потому и стоит он дешевле, и это главный транспорт для сельской местности или дачи, а вот тащить его по ступенькам вы замучаетесь.
Семейство горных велосипедов предназначено специально для пересеченной местности, а значит, их основные преимущества раскрываются не в городе. При этом они, конечно, способны справиться и с обыкновенной асфальтной дорогой, но тогда нет смысла переплачивать за наиболее дорогие образцы – хватит и модели начального уровня. Более серьезные разновидности предназначены для поездок через лес, карабканья по склонам и стремительного спуска с них, они рассчитаны на постоянную тряску, потому имеют куда более прочную (и оттого более тяжелую и менее комфортную) раму.
Посадка у них ниже, чтобы хоть частично нивелировать ту самую тряску, о комфортном мягком сиденье нет и речи, а всякие корзинки бессмысленны – при использовании транспорта по назначению они только зря будут дребезжать.
Шоссейный велосипед создан для того, чтобы быстро преодолевать значительные расстояния. Он очень легкий и тонкий, посадка в нем низкая, а движение обеспечивается на максимальной скорости при минимальных усилиях, потому это мог бы быть оптимальный вариант для крупного города, если бы не одно важное «но»: этот агрегат создан сугубо для ровных трасс. Едете из города в город – тогда это отличный выбор, но постоянные бордюры быстро испортят такой велосипед, и в этом он проигрывает своему городскому аналогу.
Универсальный велосипед сочетает в себе лучшие преимущества остальных популярных видов: прогулочного, шоссейного и горного. Первому он уступает в комфорте и удобстве, второму – в скорости, третьему – в простоте движения по пересеченной местности, но при этом он неплох во всех названных характеристиках одновременно, а значит, может составить определенную конкуренцию городским моделям, даже если используется только в городе.
Производители
Велосипед обязан быть надежным, ведь от целостности и долговечности транспортного средства зачастую зависит безопасность ездока. С этим заранее не угадаешь, но некоторые производители за десятилетия существования доказали, что знают свое дело и относятся к нему ответственно. По этой причине стоит рассмотреть в качестве потенциально наиболее надежной продукцию нижеприведенных брендов.
- Schwinn. Американский бренд во многом считается престижным, хотя стоимость его продукции нельзя назвать заоблачной. Такие велосипеды высоко ценятся не только благодаря высокой надежности, но и в силу привлекательного дизайна – в свое время на них покатались многие знаменитости: от Элвиса и Мэрилин до пары Джоли-Питт.
- Trek. Американо-тайваньская фирма делает значительный упор на качество своей продукции – ее ведущие модели оснащены долговечной рамой из хромомолибденового сплава. При всем удобстве и облегченном перемещении по городу такой велосипед понравится тем, кто привык держать себя в форме – он по желанию своего всадника позволяет повысить нагрузку на привычном маршруте, чтобы не тратить время еще и на спортзал.
- Strida. Нетипично выглядящий складной велосипед крайне компактного размера, имеющий британское происхождение, сегодня пользуется огромным спросом в городах. При предельной простоте конструкции агрегат требует минимального обслуживания и отличается долговечностью.
Критерии выбора
Даже городские модели бывают разными, и задача будущего владельца – правильно определиться с тем, какой именно велосипед ему нужен. Рассмотрим основные критерии, на которые нужно обратить внимание при покупке.
- Простота конструкции. В теории перемещение по асфальту – это минимальная нагрузка на велосипед, а значит, можно смело отсеять модели с кучей «наворотов», которые стоят денег и никогда не понадобятся в «бетонных джунглях». Чем проще конструкция, тем реже она будет ломаться, потому любые дополнительные аксессуары (вроде той же корзины или багажника) уместны только в ситуации, когда вы уверены в повседневном их использовании.
- Скорости. Городские модели бывают многоскоростными или синглспид (без переключения скоростей). Теоретически для города, где с хорошими дорогами проблем быть не должно, годится и последний, более простой вариант, но многое зависит от местности – если ваш типичный маршрут предполагает постоянные подъемы и спуски, наличие многоскоростного режима не помешает.
- Полноразмерный или складной. Если рама цельная и велосипед не предполагает складывания, это обычно плюс к надежности агрегата – он не имеет слабых мест, потому вряд ли сломается. При этом полноразмерные модели традиционно велики, а ведь их нужно как-то хранить в квартире, да и в общественном транспорте их крайне сложно разместить. Если и дома нет простора для хранения, и планируется регулярная транспортировка велосипеда в автобусах, поездах или автомобилях, лучше обратить внимание на складную модель, но тогда хотя бы проследите, чтобы гибкое соединение было максимально прочным.
- Стоимость. На нее всегда нужно обращать внимание в последнюю очередь, но стоит знать, какие факторы влияют на ценообразование. Например, синглспид всегда дешевле полностью аналогичного скоростного транспорта, а планетарная втулка еще больше увеличивает стоимость. Стальной каркас обходится производителю (и покупателю, естественно) дешевле, нежели алюминиевый, а зарубежные модели всегда дороже отечественных, даже если объективной разницы нет. Наконец, не воспринимайте ценник как аксиому – проверьте ту же модель в других магазинах, может, там она стоит меньше.
- Размер рамы. Существует прямая зависимость размеров рамы от роста основного владельца, и не стоит полностью полагаться на регулируемые сиденье и руль – ради своего комфорта и безопасности правильно выберите раму. Существуют таблицы, позволяющие понять, какого размера рама вам подойдет.
- Оценка состояния велосипеда. Все вышеописанное – теория, а необходима еще и практическая проверка. Попробуйте прокатиться на понравившемся велосипеде и постоять на месте, оцените, насколько целостной и надежной выглядит рама, хорошо ли держатся все детали, бесперебойно ли они функционируют.
Убедитесь, что конкретный экземпляр лишен каких-либо дефектов, будь то заводские недоработки или неаккуратность транспортировки, и лишь потом покупайте.
О том, как правильно выбрать городской велосипед, смотрите в следующем видео.