Начинающие велосипедисты, находящиеся в процессе покупки своего первого байка, часто сталкиваются с непонятным для себя термином «хардтейл». Впрочем, даже некоторые «старички» велоиндустрии также пребывают в неведении, чем отличается от остальных эта разновидность, и для кого она рекомендована. Ответ на этот вопрос довольно прост.
Что это такое?
Велосипеды хардтейл представляют собой, в принципе, обычные двухколёсные транспортные средства, но обладающие особой рамой без задней подвески. Кстати, hardtail – это и есть название рамы, образованное от слов hard и tail, что в буквальном переводе значит «жёсткий хвост». Такой тип велосипеда позволяет устанавливать две разновидности вилок: жёсткие, увеличивающие скорость и уменьшающие вес, а также амортизационные, повышающие удобство велосипедиста. Вторая разновидность, впрочем, применяется только в передней части велосипеда. Если сравнивать велосипед хардтейл с обычным двухподвесным, то количество преимуществ окажется весьма многочисленным.
Сегодня он является наиболее распространённым и может быть как горным, так и туристическим, и гибридным. Довольно часто хардтейл применяется для фрирайда, так как отсутствующая задняя подвеска не оказывает особого влияния, зато позволяет передвигаться с большей скоростью. Производители стараются оправдать желания велосипедистов, катающихся в разных стилях, а потому видоизменяют основу, делая её удобнее для реализации трюков. К примеру, для урбан-фрирайда создаётся более надёжная рама, оборудованная пониженным сидением и маленьким углом руля. Если велосипед предназначен для стрит-фрирайда, то угол руля повышается для более комфортного выполнения трюков на плоской поверхности.
Возвращаясь к передней вилке, необходимо упомянуть, что амортизационная обладает несколькими разновидностями. Тип ригид является классическим решением, обладающим низкой стоимостью, надёжностью и простотой изготовления. Как правило, именно такая вилка применяется для оборудования большинства доступных велосипедов. Пружинная амортизационная вилка также является довольно распространённой. Однако, она быстро изнашивается, а потому выбирается обычно для детских велосипедов. Нельзя её назвать и наиболее комфортной.
Пружинно-эластомерная вилка обладает простой конструкцией, но даёт велосипедисту необходимый комфорт. К её недостаткам относится скорая изнашиваемость и невозможность использовать в морозы. Воздушная амортизационная вилка считается наиболее удачной для спокойного катания без особого экстрима. Она обладает малым весом и хорошей амортизацией.
Кроме того, для хардтейлов применяют масляно-воздушные или масляно-пружинные вилки.
Достоинства и недостатки
Хардтейлы по сравнению с двухподвесными велосипедами обладают более доступной ценой, а также более простым обслуживанием. Кроме того, выигрывают они по весу и удобству использования педалей. Основными недостатками в этом случае называют сложности при «встрече» с препятствиями на склонах, так как отсутствует постоянное взаимодействие заднего колеса и поверхности земли.
Меньший вес хардтейла обеспечивается присутствием амортизации только на одном колесе, что, в свою очередь, способствует развитию гораздо большей скорости. Однако, при путешествиях по холмам либо тропкам, покрытым галькой или щебёнкой, такой вид рамы будет только в минус. Велосипедиста будет постоянно трясти, а при столкновении даже с небольшим препятствием всё может закончиться травмой наездника.
Специалисты выделяют ещё ряд плюсов, которыми обладают велосипеды с рамами хардтейл. Транспортное средство стартует быстро и легко, но энергии тратится гораздо меньше. Задний треугольник не смещается, что особо радует велосипедистов с большим весом.
В то время как двухподвесным рамам раз в полгода необходим осмотр и замена стёршихся подшипников, хардтейл в таком тщательном уходе не нуждается. Кроме того, даже в случае поломки замена происходит гораздо проще и дешевле.
Нет никакой сложности установить на велосипед этой модели задний багажник, но следует помнить, что в поездках всю «хвостовую часть» в любом случае будет заносить. Помимо этого, важно упомянуть, что для использования хардтейлов требуются повышенные навыки езды, а также вероятна более частая необходимость в ремонте. Вообще, важно упомянуть, что при использовании таких конструкций на дорогах с ямами и неровностями, происходит негативное воздействие на организм человека, к примеру, суставы рук и ног, а также мужскую простату.
Наличие каких-либо проблем со здоровьем или особенностей организма подразумевает более безопасное использование двухподвесной конструкции.
Обзор видов
Хотя все велосипеды хардтейлы выглядят довольно схоже, существует достаточно разновидностей двухколёсного средства передвижения, каждая из которых обладает своей спецификой. Предназначены они, как правило, для отличающихся подвидов спорта и конкретных целей.
Фрирайд
Фрирайд считается наиболее экстремальным способом передвижения на горном велосипеде, а потому он требует наибольшей надёжности. Хардтейлы с этой целью используются довольно редко, но те, что присутствуют, обладают жёсткой короткой рамкой, качественной амортизационной передней вилкой и, как правило, десятискоростной трансмиссией.
Эндуро
Велосипеды, используемые в эндуро, подвергаются испытаниям на выносливость, а потому должны обладать высокой прочностью. Для конструкций применяются надёжные рамы из материала с малым весом, к примеру, карбона или особой стали. Помимо этого, имеется и удлинённая колёсная база, обеспечивающая баланс. Передняя вилка обеспечивается амортизацией с ходом от 110 до 150 миллиметров. Трансмиссия сделана таким образом, чтобы велосипед по минимуму контактировал с дорогой, а широкий руль делает управление более удобным. Тормоз в велосипедах для эндуро устанавливается гидравлический.
Байкер-кросс
Велосипеды хардтейл для форкросса, который также часто называется байкер-кроссом, должны быть способными преодолевать трассу с большим количеством препятствий. Поэтому для дисциплины выбираются конструкции, вес которых не превышает 13 килограммов, а ход вилки доходит до 140 миллиметров. Педали должны оказаться контактными, так как данное свойство даёт возможность лучше разогнаться.
Трейловые
Трейловые велосипеды оборудованы жёсткой рамой, задний треугольник которой укорочён, а также широкими колёсами. Вес велосипеда составляет всего лишь 10 килограммов благодаря тому, что все ненужные детали демонтированы. К примеру, некоторые модели даже не имеют седла.
Кросс-кантри
Велосипед с рамой хардтейл, на котором можно участвовать в гонках по пересеченной местности, именуемых также кросс-кантри, обладает лёгким весом рамы и более широкими покрышками. Дополнительно на устройстве присутствует грязевой протектор и зауженное седло. Особые конструкции применяются также для выполнения трюков на трамплинах, установленных на песочной или грунтовой поверхности. У таких велосипедов установлены колёса большего размера, широкие покрышки и, как правило, односкоростная трансмиссия.
Чтобы снизить вес для лучшего исполнения трюков, очень часто в передней части демонтируется тормоз, а опять же передняя вилка делается более жёсткой.
Шоссейные
Двухколёсное устройство, которое можно применять для того, чтобы путешествовать по городу, во многом схоже с велосипедом для кросс-кантри, но является более прочным. К примеру, для рамы велосипеда используется более надёжный материал, а шатуны позволяют проскальзывать по перилам либо же трубам. Как правило, для стрит-велосипедов выбираются колёса размером в 24 дюйма.
Шоссейные хардтейлы позволяют максимально эффективно перемещаться по дорогам, покрытым асфальтом. Их неширокие колёса покрываются специальными покрышками, а руль заменён на специальную спортивную модель типа «рог». Помимо этого, рама делается из более лёгкого материала.
Туристические
Туристические байки данного подвида оборудованы колёсами размером в 28 или 29 дюймов. Рама обладает большей длиной, а дополнительно монтируются такие необходимые в путешествиях детали, как фары или багажник.
Городские
Городские хардтейлы, являющиеся наиболее бюджетными, также укомплектовываются дополнительными элементами.
Помимо всех вышеуказанных, существуют ещё и гибридные устройства.
Производители
Проверенные модели велосипедов хардтейлов, которые можно использовать даже для фрирайда, продаются у бренда Specialized. Бюджетные аналоги конструкции получится обнаружить у компании Stark, являющейся совместным «детищем» Германии и России. Устройства для эндуро рекомендуется приобретать у компании Marin, а за производство форкосс-велосипедов отвечают марки Format и Giant.
Байки для форкросса изготавливают уже вышеуказанный Stark, а также Trek и Mongoose. В принципе, производством велосипедов с рамой хардтейл для иных дисциплин занимаются те же компании.
Советы по выбору
Чтобы выбрать хардтейл правильно, достаточно только решить, для каких целей он будет использоваться. Далее, достаточно просто определиться с производителем, почитав отзывы и обратившись к собственному опыту, а затем изучить имеющиеся модели. Обычно в описании велосипеда сразу же указывается назначение рамы. В остальном выбор двухколёсного агрегата хардтейла осуществляется так же, как и обычного. Колеблясь между хардтейлом и двухподвесным велосипедом, необходимо вспомнить о плюсах и минусах каждой категории.
Хардтейл стоит дешевле, иногда даже практически в два раза. Кроме того, на нём будет получаться ездить гораздо быстрее. Двухподвес переносить тяжелее, так как его вес превышает первую разновидность приблизительно на 1–6 килограммов. Однако если говорить об удобстве, то двухподвесный велосипед выигрывает. Судя по отзывам, его внешний вид гораздо привлекательнее.
Вообще, располагая небольшой денежной суммой, отдать предпочтение, конечно же, следует хардтейлу.
О том, на что способен хардтейл, смотрите в следующем видео.