Велосипеды

Все о велоспорте

Все о велоспорте

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История возникновения
  2. Классификация дисциплин
  3. Масштабные соревнования
  4. Знаменитые велосипедисты
  5. Велоспорт сегодня
  6. Интересные факты

Наблюдать за спортсменами, лихо крутящими педали, очень увлекательно. Но настоящий фанат — это тот, кто знает не только показываемое телекамерами или видимое с трибун стадиона. Обязательно надо разбираться в «истоках» велоспорта, и в том, что он представляет из себя.

История возникновения

В мире

Велосипедный спорт неимоверно молод, если сравнивать его с легкой атлетикой, бегом, плаванием и состязательной стрельбой. По сути, его история — это и история самого «спортивного снаряда». Намерение перемещаться на колесах, используя только собственную физическую силу ездоков, посещало людей уже в древности. Но только в XIX веке успехи механики и промышленности позволили создать необходимую материальную базу. В первой половине позапрошлого столетия, однако, существовали или несравненно тяжелые (свыше 40 кг) велосипеды, или немногим более легкие «костотрясы».

Те и другие одинаково мало годились для соревновательных заездов. Первое достоверно известное соревнование на велосипедах состоялось в последний весенний день 1868 года в парке парижского района Сен-Клу. Для гонок вынужденно использовали «костотрясы» и проезжали на них десятки километров. Это было настоящим мучением для гонщиков.

Так, победитель первых шоссейных гонок Париж-Руан преодолел дистанцию 120 км за 10 часов 45 минут.

По современным меркам такая скорость особо не впечатлит и спортивных ходоков. Вскоре появились более легкие и скоростные машины «пауки». Именно на таком велосипеде было совершено первое кругосветное путешествие со средней скоростью 60 км за сутки. Но и «пауки» были только компромиссным решением — от ничтожного толчка они опрокидывались. Спортсмены очень скоро от них отказались, чему поспособствовало создание в 1885 году пустотелой пневматической шины.

Фактически, только с этого момента можно отсчитывать историю велоспорта в современном смысле. Уже через несколько лет появляется разделение на категории ездоков, а в 1890-е годы проводятся даже мировые чемпионаты. На первых Олимпийских играх современности велоспорт сразу оказался в числе дисциплин. Причем уже тогда состязались в 5 типах заездов по треку и в шоссейных гонках. Но устоявшейся олимпийской велосипедной программы очень долго не было.

 В России

Увлечение двухколесным транспортом коснулось почти сразу и нашей страны. Достоверно известно, что впервые официально состязались велосипедисты в Москве 24 июля 1883 года. Предусматривалось две дистанции — 1,605 м и 8,025 км. Среди гонщиков оказались 3 иностранных спортсмена. А через год с небольшим, в сентябре 1884 года, состоялся заезд на Марсовом поле.

Общества велосипедистов в 1890-е годы организуют строительство первых треков с твердыми покрытиями. Постепенно растет и число участников заездов. В последующие два десятилетия появляется несколько громких имен, которые знали даже за границей. Серьезной проблемой, однако, оказалась коммерциализация велогонок. Ведущие фирмы «скупали» лучших спортсменов, брали под контроль сами соревнования.

Велотрек, казалось, из места состязания в мастерстве превратился в поле конкурентной борьбы между различными поставщиками байков. Именно такое мнение складывалось даже у выдающихся велосипедистов. И к началу 1910-х годов могло сложиться впечатление, что велоспорт теряет черты спорта вообще. Все кардинально изменилось в 1920-е годы, когда вновь начались масштабные соревнования. Они происходили в тех же двух столицах, что и раньше, но добавились новые регионы: Сибирь, Украина.

Уже в 1923 году проходит первый национальный чемпионат. Но подлинный расцвет начинается после спартакиады 1928 года. А 12 августа 1937 года стартует первая в отечественной истории многодневная гонка. Следует упомянуть, впрочем, что успех на олимпийских соревнованиях пришел не сразу. Первая попытка в 1952 году оказалась неудачна.

В Олимпиадах 1976 и 1980 годов отечественные спортсмены выступили более достойно.

В 1988 году удалось завоевать 4 золотых медали. В следующий раз золото было получено в 1996 году. Однако сегодня былая слава во многом утрачена. Отечественные спортсмены редко отправляются на иностранные и международные гонки. Да и государственное финансирование велоспорта практически отсутствует; остается надеяться, что нынешние трудности — только промежуточный момент перед новым взлетом.

Классификация дисциплин

Длительная история велосипедного спорта и широкое разнообразие видов велосипедов, трасс не могли не привести к появлению самых разных категорий соревновательных дисциплин. И этот процесс не окончен. Вполне вероятно, что в ближайшие несколько месяцев или лет список соревновательных программ пополнится новыми позициями. Потому энтузиасты и профессионалы могут выбрать то направление, которое им больше всего по душе.

Самый важный момент, который нужно учесть: все или практически все виды велоспорта делятся дополнительно на мужские и женские соревнования. Начать общий разбор уместно с гонок по шоссе. Суть очень проста: велосипедисты стараются проехать по обычной автомобильной дороге с твердым покрытием за возможно меньшее время. Именно эта дисциплина больше всего приковывает внимание публики, и именно ее охотно финансируют спонсоры.

На Олимпийских играх проходят индивидуальные и массовые шоссейные гонки.

Но на обычных шоссе организуют и заезды, не входящие в официальную программу ОИ. Сюда относятся, в частности:

  • многодневные гонки:
  • критериум;
  • командные гонки;
  • соревнования по скорости подъема в гору.

Разумеется, подобные занятия не носят чисто любительского характера – в них также участвуют профессионалы, но статус соревнований заметно ниже. Индивидуальная гонка подразумевает раздельный старт. Это означает, что спортсмены начинают движение поочередно, через заранее утвержденные промежутки времени. В групповой (коллективной) гонке старт происходит одновременно. У команд появляются отдельные элементы тактики прохода дистанции, призванные помочь в опережении соперников.

Критериумом принято называть круговые велогонки по городским улицам. После прохождения определенного числа кругов проходят промежуточные финиши с зачислением баллов. Прыжки не практикуются. Зрители максимально близки к спортсменам. Многодневные гонки проходят в несколько этапов, каждый из которых включает групповое соревнование и проезд на время.

Довольно популярны и гонки на треке овальной формы с уклоном. Длина и ширина дорожек меняется сообразно выбранной дисциплине. Покрывают треки деревом либо бетоном. В спринте надо проехать 2 или 3 круга, и острая борьба разгорается на последних 200-300 м.

В командном спринте короткие расстояния преодолевают уже группы по 3 гонщика. Каждый их них проезжает по одному кругу, развивая максимум скорости, а затем выбывает. По трекам устраивают и гонки на время, и гонки по очкам. Второй вариант соревнований зачислен в программу ОИ.

Скретч — групповой заезд при одновременном старте: максимум 24 участника, опережение более чем на круг приравнивается к автоматической победе. Выделяют также индивидуальное и групповое преследование. Групповая гонка преследования заслуженно признана наиболее сложной разновидностью трековых соревнований.

Такая дисциплина, как кейрин, придумана в Японии. Участники стартуют одновременно, а перед ними едет мотоцикл, который нельзя обгонять. Он уезжает с трека, когда до финиша остается 2,5 круга. Потом идет классическая гонка на скорость.

Маунтинбайк – вид спорта, подразумевающий использование одноименных горных велосипедов. Это очень экстремальная дисциплина, проходящая строго там, где нет и намека на дорожное покрытие.

Увидеть велосипед типа маунтинбайк нетрудно — он очень часто используется обычными городскими наездниками.

Что касается мотокросса по пересеченной местности, то этот вид велоспорта сокращенно именуется BMX. Шины на велосипедах широки, как у маунтинбайков, но диаметр колес меньше, а гонщики садятся весьма низко.

Кросс-кантри имеет сокращенное наименование XC. Именно эту дисциплину считают одним из идеальных вариантов велосипедных соревнований. Подразумевает ряд трасс, на которых есть спуски с возвышенности. Активно используются естественные преграды, к ним добавляются по мере необходимости и искусственные преграды. На Олимпийских играх велосипедисты соревнуются и в кросс-кантри.

Некоторые гонщики предпочитают дерт. Такое название получил один из стилей экстремального катания. Трасса особого образца дополняется земляными трамплинами. Через эти трамплины приходится совершать прыжки. Дополнительную зрелищность добавляет совершение трюков при нахождении в воздухе. Однако как раз этот элемент не обязателен для ездоков.

Скоростной спуск, он же даунхилл, является экстремальной ветвью маунтинбайка. Спортсмены едут вниз по горному склону и стараются развить максимальную скорость. Даунхилл — это обязательно гонки с препятствиями, которые носят как естественный, так и искусственный характер. Только самые лучшие гонщики с превосходным снаряжением могут участвовать в таких заездах.

Не менее высокие требования к спортсменам, впрочем, предъявляет и фрирайд. Само название намекает на свободное комбинирование самых разных элементов, позаимствованных у других стилей. Но именно неоднозначность и сложный состав дисциплины сильно затрудняют прохождение трассы. Вероятность травмы во фрирайде очень велика.

Обязательно используются велосипеды с крепкими рамами и особо надежными тормозами дискового типа.

Иногда можно встретить и «параллельный слалом», создатели которого явно вдохновлялись лыжными гонками. Двое участников заезда одновременно начинают движение вниз по параллельным траекториям. Им приходится:

  • прыгать с трамплинов;
  • проходить по обрывистым участкам;
  • совершать резкие повороты.

Байкер-кросс требует широкой трассы. Длина ее составляет около 250 м. Несмотря на столь небольшую протяженность, маршрут спортсменов насыщен всевозможными преградами.

Рейсинг — один из видов BMX. Рейсеры едут по трассе с множеством разворотов и трамплинов. В гонке может участвовать от 2 до 8 спортсменов. Победителем объявляются финишировавшие первыми. Трюки выполнять не нужно, и они даже не приветствуются, поскольку мешают проезду на скорость.

Еще одна дисциплина BMX – флетленд — направлена, напротив, на выполнение массы трюков при проезде по ровной поверхности. Зрители и эксперты часто сравнивают этот формат велоспорта с танцами.

Очень большой интерес в последнее время вызывает бревет. Тут уже требуется не столько скорость, сколько общая физическая подготовка и выносливость. Ведь этот вид состязаний именуется еще веломарафоном. Существуют соревнования, когда спортсмены едут несколько суток, преодолевая в общей сложности тысячи километров. Бреветом можно заниматься только на шоссе, и участникам присваивается официальная классификация.

Масштабные соревнования

Основная часть соревнований по шоссейному велоспорту проходит в европейских странах весной, летом или осенью (когда погода позволяет). Почти всегда стараются прокладывать маршрут так, чтобы он укладывался в территорию одной страны. Известно:

  • 14 крупных гонок в Бельгии;
  • 10 во Франции;
  • 8 в Италии;
  • 5 в Испании.

От 1 до 3 шоссейных соревнований в течение сезона организуют в Англии, в Швейцарии, Голландии и ФРГ. Но стоит отметить и заезды, проходящие в странах, совсем не ассоциирующихся с велоспортом. Так, норвежские велосипедисты в мае участвуют в «Туре фьордов», а в августе — в «Арктической гонке». Август сопровождается также проведением «Тура Дании» и «Тура Польши». В течение одной из апрельских недель проходит «Тур Турции».

Недельные соревнования организуют в мае в Калифорнии и в августе в Колорадо. Однодневные Гран-при проходят в сентябре в Квебеке и в Монреале. Когда в районах умеренного климата наступает зима, велогонщики отправляются соревноваться в Австралию, Эмираты, Малайзию или Оман. Основными гонками планеты, не считая олимпийских, признан Мировой тур, объединяющий 28 более частных гонок. Они не проходят только в Африке, Южной Америке и Антарктиде.

В Мировом туре, продолжающемся 52 недели, должны участвовать те команды, которые согласны соревноваться во всех заездах сезона. Традиционно отправной точкой считается австралийский «Тур Даун Андер». А заканчивается он чемпионатом мира. Всего для участия отбирают не более 18 команд. В каждой из них может быть не более 30 участников, роли которых во время гонки строго распределены заранее.

Мировой тур является продолжением того велоспорта, который пришел в упадок в начале прошлого века. Фактически в нем соревнуются не только ездоки, но и спонсоры (изготовители велосипедов). Все команды ездят на технике Shimano, SRAM, Campagnolo. Использовать байки других брендов строго запрещается правилами. При этом велосипеды еще и классифицируются по видам гонок.

Внутри Мирового тура принято выделять три самых престижных этапа (Гран-туры):

  • Тур-де-Франс;
  • Джиро Италия;
  • Вуэльта Испания.

Чуть уступают по статусу такие гонки, как:

  • Милан-Сан-Ремо;
  • Тур Фландрии;
  • Париж-Рубэ;
  • Льеж-Бастонь-Льеж;
  • Ломбардия.

Спортсмены более низкого уровня обычно соревнуются в:

  • Евротуре;
  • Панамериканском чемпионате на шоссе;
  • азиатском чемпионате;
  • локальных гонках меньшего масштаба.

Знаменитые велосипедисты

Внимания и уважения заслужил Альберто Веласко. Он изначально был профессиональным спортсменом. В 2004 году 22-летнему Веласко объявили, что его мозг поражен аневризмой. Но следующие несколько лет велосипедист одерживал блистательные победы. Даже допинг-скандал не сломал Веласко; вернувшись в большой спорт после дисквалификации, он прекратил карьеру только в 2017-м.

Еще один знаменитый испанец-велосипедист — Хоаким Родригес — отметился не только многолетним участием в российской команде. Он стабильно побеждает на всех горных заездах. А в однодневных состязаний трудно найти равных бельгийцу Филиппу Жильберу.

Он многократно участвовал в самых престижных турах и почти всегда одерживал верх.

Из наших соотечественников стоит обратить внимание на Дениса Меньшова, который, правда, выступает за итальянскую команду. Меньшову однажды удалось опередить всех фаворитов в «Тур де Франс».

Но еще большее восхищения вызывает Ольга Слюсарева, которая 6 раз подряд побеждала на чемпионате мира и 5 раз стала сильнейшей велосипедисткой Европы. О победе в Кубке мира и звании мастера спорта на этом фоне упоминать как-то неловко даже. А вот легендарная некогда репутация Лэнса Армстронга была бесповоротно обрушена в 2012 году, когда спортсмен подтвердил факт использования стимуляторов.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, стоит упомянуть еще нескольких выдающихся велосипедистов:

  • Фабиан Канчеллара;
  • Виктор Капитонов;
  • Эванс Кадель;
  • Мигель Индурайн;
  • Жак Анкетиль;
  • Эдди Меркс.

Велоспорт сегодня

В наши дни велосипеды профессионального класса, как и многие другие промышленные товары, производятся в основном в Китае. Больше всего велосипедистов-любителей по отношению ко всему населению — в Голландии. Там байк имеет свыше 99% взрослых жителей. Если же отталкиваться от популярности велогонок, то рейтинг будет таким:

  • Льеж-Бастонь-Льеж – 247 велосипедистов;
  • Тур де Франс – 218 участников;
  • Вуэльта Испания – тоже 218 участников;
  • Милан-Сан-Ремо – 200 ездоков;
  • Тур Фландрии – 199 спортсменов;
  • Париж-Рубэ – 198 ездоков;
  • Ломбардия – 168 ездоков;
  • Джиро Италия – 127 спортсменов.

Интересные факты

Самые крупные и значимые соревнования не всегда вызывают у именитых участников наибольшее напряжение. Многие из них не могут отрешиться от эмоций в принципе, а другие переживают, когда соревнуются в «своих» городах. И тому есть одна веская причина — несмотря на кажущееся изящество, велоспорт является одним из наиболее травматичных направлений.

Во многих списках опасного спорта он фигурирует почти наравне с дайвингом, рафтингом, альпинизмом и хоккеем. Среди олимпийских дисциплин велоспорт входит в десятку опаснейших, опережая теннис и триатлон, но уступая тяжелой атлетике, футболу и спортивной гимнастике.

Не менее любопытно, что большинство победителей престижных туров вряд ли сумеет починить свой транспорт. Спортсмены концентрируются всецело на управлении байком, а технические работы, кроме необходимых в процессе тренировки, доверяют механикам. Да и разгрузочные дни профессиональных велосипедистов гораздо легче, чем у любителей. В условиях напряженного соревновательного графика излишняя жесткость диеты только создавала бы дополнительную проблему.

Из всех безалкогольных напитков подавляющее большинство велогонщиков отдает предпочтение кофе.

Практически все спортсмены, кроме участвующих в Мировом туре, редко могут похвастаться финансовым благополучием. Многие гонки оканчиваются или символическими премиями, или вовсе не имеют поощрительных фондов. Но при этом спортсмены едят очень много, потому что расход энергии исключительно велик. Почти все соревнования, кроме однодневных выездов, этапов Гран-тура и других единичных исключений, длятся максимум 5 или 6 часов.

Потому тренировки в велоспорте в течение дня продолжаются примерно столько же.

Секреты велоспорта вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.