Внимание

Как развить внимательность?

Как развить внимательность?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Зачем это нужно?
  2. Стадии динамики внимательности
  3. Как повысить внимание?
  4. Эффективные упражнения и методики
  5. Как часто нужны тренировки?

Внимательные люди имеют больше шансов на успешную жизнь. Возникает вопрос: «Почему?» Потому что ненаблюдательный человек многое пропускает. Зачастую он не замечает очень важных и нужных мелочей, из которых порой и состоит наша жизнь. В этом нет ничего удивительного. Кто чутко относится к своему окружению, тот всегда больше знает и умеет. А это значит, что такой человек не растеряется в трудной ситуации и сможет выйти из нее достойно.

Зачем это нужно?

Слово «внимательный» происходит от слова «внимательность». Последняя форма слова в целом означает избирательное восприятие к тому или иному объекту, к какой-либо информации. Стать внимательным – это замедлить свою деятельность и начать медленно воспринимать информацию. Данный термин противопоставлен словам поспешность или многозадачность. Если человек внимательно изучает какую либо проблему, он становится медлительным, так как его сознание сосредоточено только на этой проблеме.

Чтобы стать собранным человеком, который сможет выразить сосредоточенность при работе или сможет проявить себя в учебной деятельности, вам нужно развить свою внимательность.

Кроме того, данный фактор поможет:

  • не отвлекаться на пустяки;
  • обратить внимание на лучший вариант, если вам нужно сделать какой-либо выбор;
  • изучить как можно больше информации;
  • воспользоваться нужной информацией тогда, когда ее необходимо воспроизвести в памяти;
  • сохранить спокойствие, если наступит стрессовая ситуация;
  • перестать расстраиваться из-за чего-то ненужного и лишнего;
  • услышать или увидеть то, что другие не услышат и не увидят;
  • стать терпеливым;
  • научится обращать внимание на окружающих людей;
  • научится общаться правильным образом с людьми;
  • почувствовать свою значимость;
  • стать нужным и счастливым.

Возьмите на заметку: внимательный человек, как правило, знает больше других. Он является думающим человеком, так как его мыслительная деятельность постоянно анализирует ту или иную информацию. Поэтому к такой персоне люди всегда обращаются за помощью и получают ее. А это значит, что данная личность чувствует свою независимость и значимость.

Стадии динамики внимательности

В психологии принято считать, что все процессы, происходящие в уме человека, имеют низкую и высокую значимость. Внимание тоже имеет свои уровни. Низший уровень – это непроизвольное внимание (непосредственное), а высший уровень – произвольное сосредоточение. Советский психолог Л. С. Выготский считал, что развитие сосредоточения непосредственно связано и с развитием поведенческой деятельности. Внимание развивается по такой схеме: от непосредственного к более серьезному, то есть идет переходная деятельность от непроизвольного внимания к произвольному.

При этом внимание развивается по разным направлениям неодинаково. Здесь все зависит от выбранной деятельности (учеба, профессиональные навыки и т. д.). Из этого же высказывания можно сделать вывод: внимание может развиваться естественным образом.

Человек также должен воспитывать свое внимание осознанно. Для этого он может внедрять в свою жизнь такую деятельность, которая поможет ему улучшить и развить свой интеллектуальный уровень.

Существует прямое и навязанное развитие внимания. У этих двух факторов есть как общие черты, так и раздельные. В этом вопросе все объясняется просто. Естественное внимание развивается по мере развития мозга человека. Происходит постепенное накопление опыта, знаний и умений. Данный вид интеллектуальной деятельности – очень долгий процесс, поэтому он считается наиболее устойчивым. Когда внимание развивается неестественным (ускоренным) образом, то такой процесс является менее устойчивым, так как при его осуществлении требуется закрепление полученных знаний. Ускоренная деятельность по развитию внимания осуществляется при помощи различных упражнений.

Для процесса навязанного развития интеллекта человеку требуется меньше времени. Однако все упражнения и специальные занятия должны обязательно подкрепляться жизненным опытом. Когда эти два фактора начнут работать вместе, тогда осуществление развития внимания станет успешным занятием. Нужно учесть, что процесс развития внимания, в том числе и у маленького ребенка, было бы невозможно осуществить без речевых навыков, без подражания поведению других людей и без хороших умственных способностей.

Учтите: специалисты начали изучать процесс развития внимания относительно недавно. Раньше многие ученые были уверены, что развивать внимание у детей не стоит. И только в XX веке были получены первые разработки по развитию внимания у детей и взрослых. Большой вклад в развитие вышеуказанного процесса внес известный психолог Л. Выготский, который после разработки стратегии развития общей теории о познавательных процессах человека начал изучать вышеприведенную проблему.

Стало понятно, что процесс развития произвольного внимания у детей начинает идти хорошо только тогда, когда ребенок начинает заниматься познавательной и учебной деятельностью. Особенно хорошо такой процесс развивается, когда ребенок идет в школу и приступает к занятиям по разным предметам.

Именно в школьном возрасте у детей формируется усидчивость и способность контролировать свою деятельность.

К 10 годам процесс сосредоточения вызывают эмоционально-нейтральные раздражители, и он приобретает более качественный характер. А в 12-14 лет у детей начинается переходный период (перестройка организма), который снижает характеристики внимательности. Из-за переходного периода у ребенка наступает быстрая утомляемость при осуществлении интеллектуальной деятельности. Все это происходит из-за снижения коркового контроля. К концу подросткового возраста все налаживается. Л. С. Выготский определил время, когда происходят определенные этапы коррекции внимания:

  • 1-й этап – это управление сознанием ребенка со стороны взрослых;
  • 2-й этап – это становление ребенка как субъекта, теперь он может обращать внимание взрослых на свои нужды;
  • 3-я стадия подразумевает способы управления своим сознанием и поведением, которые ребенок перенял от взрослых;
  • 4-я стадия подразумевает управление ребенка своим же вниманием.

Когда человек берет под контроль все внутренние средства, которые позволяют управлять вниманием, тогда наступает взросление.

Как повысить внимание?

Известно, что человеку свойственны два основных вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Если задатки первого вида внимания даются от рождения, то второе нам необходимо усиленно развивать. Рассмотрим этот вопрос подробно.

Произвольное

Его повышение напрямую связано с осознанием того, что человек должен учиться и трудиться. Для этого ему нужно включать определенный вид своей умственной деятельности. Например, когда младшие школьники становятся членами коллектива, то они всегда стараются достичь успеха и выделиться тем самым перед своими товарищами. Такие действия направлены на стремительное развитие внимательности. Нужно учесть, что произвольное внимание является осознанным. При этом все образовательные методы направлены только на его развитие и на развитие интеллекта.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности. Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда.

Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата. Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу.

Помните: чтобы выработать произвольное внимание, взрослым (учителям и родителям) необходимо действовать систематически и последовательно. Воспитание, основанное только на привлечении непроизвольного внимания, не даст нужного положительного эффекта. Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания. В этом случае ребенку просто надоест учиться.

Именно поэтому учебные и воспитательные процессы должны строиться на выработке обоих видов внимания.

Непроизвольное

Воспитание непроизвольного внимания основывается на умении сосредотачиваться на различной информации, сопоставлять факты и т. д. С раннего детства родители должны ознакомить свое чадо с окружающим миром, а именно – учить реагировать на изменчивость объектов и явлений, которые происходят вокруг. Тогда процесс обучения станет привлекательным. У ребенка будут проявляться эмоции, и непроизвольное внимание начнет стремительно развиваться.

Поэтому обучающие программы должны быть яркими и наглядными. Например, чтобы показать красоту природы, учитель должен привлечь для этого картины, которые были созданы общепризнанными художниками. Для показов природных явлений можно использовать различные интересные опыты и практические работы.

И помните о том, что именно в младшем возрасте наглядное обучение имеет особый и важный смысл. Однако именно этот вид обучения требует соблюдения ряда условий. Например, необходимо сначала поставить конкретную задачу и решить ее, а уже потом произвести некоторые сравнения и обнаружить другие способы решения этой же задачи. Постепенно дети научатся замечать ту информацию, которая требует внимательности. Именно таким же образом они смогут определять существенные и главные элементы, которые содержатся в проблеме.

Например, предлагаемый для изучения материал должен быть очень ярким по своей форме и богатым по содержанию. Таким образом он сможет вызвать интерес и пробудить мыслительную деятельность. Только тогда ученики задумаются над решением проблемы. Большую роль в развитии интеллекта играет общий культурный уровень, так как именно он способствует развитию непроизвольного внимания.

Эффективные упражнения и методики

Чтобы повысить интеллект, нужно должным образом повысить осознанность. Для этого необходима практика. Осознанность идет рука об руку с внимательностью. Когда эти два фактора корректируются должным образом, умственные способности улучшатся. Если вы сможете натренировать осознанность, то сможете легко сосредотачивать свою внимательность на чем-то важном и необходимом для вас. К тому же вы сможете увеличить объем своей памяти и выработать привычки, которые позволят вам действовать несмотря на трудность ситуации. Помните о том, что практикующие методы, которые повышают осознанность, могут способствовать выработке внимательности.

Есть различные техники, которые хорошо способствуют выработке обоих направлений. Ребусы позволяют сосредоточить интерес и тем самым развивают все виды умственной деятельности. Чтобы дети не уставали, и их интерес к обучению не пропадал, необходимо устраивать физкультминутку во время урока. Небольшая зарядка даст такой эффект, который будет сопоставим с интеллектуальным упражнением. Упражнение «Муха» требует наличия доски с расчерченным полем (3х3) по принципу девятиклетки. Также нужно приобрести кусок пластилина (он выступит в роли мухи). Учитель подает команды: вправо или влево, вниз или вверх. Все ученики внимательно следят за перемещением объекта и стараются не допустить его выхода из игрового поля. Если «муха» выходит за пределы поля, она возвращается в центр доски, и игра снова начинается.

Рассмотрим и другие эффективные приемы. Метод сосредоточения на своем дыхании поможет не только расслабиться, но корректировать уровень сосредоточения на чем-либо. Для выполнения данного способа вам нужно сесть в кресло и следить за своим дыханием. Как только вы привыкнете выполнять данное действие, ваш ум непроизвольно начнет отвлекаться на посторонние действия. Например, вы вдруг вспомните про обед или про невымытую посуду. Если произойдет отвлечение от основной мысли, вы должны будете вернуться в исходное положение и продолжите следить за дыханием.

Увеличить потенциал групповой внимательности поможет следующее упражнение. Для его выполнения все участники становятся в круг. В середине остается смотрящий. Ведущий дает команду: «Утро раннее!», после чего игроки начинают непроизвольно двигать руками и ногами. Внезапно ведущий произносит: «Всем замереть!» (желательно, чтобы голос при этом был негромким). Того игрока, который не услышал и не выполнил команду, «ловит» смотрящий. Проигравший становится смотрящим, а бывший смотрящий становится в общий круг. Игра помогает выработать внимательность и наблюдательность.

Как часто нужны тренировки?

Поднять уровень своего внимания должен каждый сознательный человек. Детям в этом процессе должны помогать взрослые. Пусть это занятие станет для вас одним из важнейших направлений в развитии. Поэтому тренируйте внимание всегда и везде. Например, вы идете с ребенком по дороге в магазин или в парк. Попросите ваше чадо обратить внимание на окружающие предметы: деревья, бордюры, заборы, здания. Пусть ваш ребенок учится запоминать каждую мелочь: цвет, состав, количество, качество материала. Например, вы увидели бетонный забор зеленого цвета или вы прошли мимо магазина, стены которого были абсолютно прозрачными.

Задайте ребенку направляющие вопросы: «Забор был прозрачный?» или «Что ты увидел за прозрачными стенами магазина?» и т. д. Такие вопросы дадут толчок, и умственная деятельность заработает в полную силу. Помните: специальные упражнения очень хорошо повышают внимательность, но когда она вырабатывается непосредственным путем, эффект только усиливается. Учтите, что во время сна мозг человека всегда закрепляет ту информацию, которую он получил ранее.

Поэтому тренировкой внимательности нужно заниматься даже перед сном. Поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть он закроет глаза, а за это время вы спрячьте какую-либо вещь. После того как ребенок откроет глаза, он должен будет определить пропавшую вещь.

В следующем видео вас ждет интересное упражнение для развития внимания при работе с информацией.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.