Музыкальные инструменты

Контрафагот: характеристика и роль в оркестре

Контрафагот: характеристика и роль в оркестре

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История появления
  2. Описание
  3. Популярные производители
  4. Использование в оркестре

Инструмент знаком многим как двойной фагот. По сути, контрафагот и является увеличенной версией фагота, но обладает более низким звучанием. Техники игры во многом схожи. Музыканты, освоившие фагот, могут сыграть и на контрафаготе. История этого музыкального инструмента довольно интересная, ведь долгие годы его просто недооценивали.

История появления

Инструмент, созданный из дерева, относится к классу духовых. Впервые инструмент был построен в 1620 году мастером Хансом Шрайбером из Берлина. Он изобрёл инструмент, звучание которого было на одну октаву ниже, чем у привычного фагота. Попытки получить такой инструмент были и раньше, однако назвать их успешными нельзя.

Позже и другие мастера пытались реализовать духовой музыкальный инструмент низкого звучания. Основной трудностью являлся выбор подходящей древесины, а также дополнительные проблемы создавали некоторые конструктивные особенности. Деревянный массив должен быть таким, чтобы получилось просверлить довольно большое отверстие в сечении. Клавиши на инструменте никак не получалось расположить так, чтобы музыканту не создавалось трудностей с их использованием. Такие проблемы напрямую были связаны с габаритами контрафагота.

Инструмент Шрайбера не получил популярности и мирового признания, так как имел значительные технические сложности изготовления в связи с большими габаритами и недостаточно чистым строем. Использовался чаще всего в Германии. Во Франции, Бельгии и Англии контрафагот был заменен металлическим контрабасом с язычком, сделанным в Австралии. Такой инструмент был сильно схож с контрафаготом, но имел худшее звучание. Чистоты мелодии добиться было практически невозможно.

Франция позже отказалась от контрабаса с язычком в пользу контрабасового сарюзофона. Такой инструмент и сегодня иногда применяют вместо контрафагота. Однако и сарюзофон имеет серьезный недостаток: его звучание слишком мощное, сочное и плотное. В оркестре это не всегда приемлемо.

К концу XIX века немцам всё-таки удалось сделать качественный инструмент. Еще столетие спустя его усовершенствовал В. Хэккель. Теперь трубка инструмента имела более узкое отверстие, но была увеличена в длине. Механизм клапанов дублировал вариант, используемый в фаготе.

Ещё позже стали доступны разнообразные конструкции контрафагота. Англо-французская модель имела широкое отверстие в короткой трубе. Стоит отметить, что изначально такой вид был разработан именно в Германии. В результате англо-французский контрафагот звучит грубо, имеет большой размер и малую поворотливость. Именно последние факторы были причиной того, что французы плохо относились к такому духовому музыкальному инструменту.

Ноты для контрафагота пишут в басовом ключе на октаву выше их реального звучания. Таким же образом пишут ноты для игры на контрабасе. Были попытки внести другие правила записи, над которыми трудился Клод Дебюсси.

Однако они не получили принятия и распространения.

Некоторые классики Запада всегда сохраняли верность контрафаготу. Среди них были и Гайдн с Бетховеном. А вот Рихард Вагнер всегда мог обойтись без использования такого сомнительного музыкального инструмента. М. Глинка применил контрафагот только в опере «Руслан и Людмила».

Длинная и насыщенная история контрафагота делает инструмент особо интересным и привлекательным. Он не получал признание лишь потому, что мастера не могли найти оптимальный способ изготовления. В некоторых произведениях контрафагот можно было заменить другим инструментом, и постановщики концертов пользовались этой возможностью. Однако сегодня ситуация улучшилась: двойной фагот теперь – полноценный музыкальный инструмент в оркестрах.

Описание

Этот деревянный духовой музыкальный инструмент является видоизмененным фаготом, имеет более крупную конструкцию, за счёт чего звучит значительно ниже. Именно различие в размерах повлияло на тембр и строй звучания. Контрафагот в 2 раза больше стандартного фагота.

Инструмент имеет язычок размером 6,5-7,5 см. Внутри встроены большие лезвия, с помощью которых улавливаются вибрации нижнего регистра. Контрафагот изготовлен таким образом, что звук находится в субконтроктавном регистре. Также звучат контрабас и туба.

Современный российский контрафагот может иметь либо прямой раструб из дерева, либо изогнутый из металла. От материала и типа трубы зависит и звучание инструмента.

Оба варианта имеют свое применение, поэтому не являются взаимозаменяемыми. Один из них имеет более грубое и скупое звучание.

Популярные производители

Массовое производство контрафаготов началось не так давно. Несколько компаний изготавливают и продают их лишь с 2013 года. Среди них такие производители:

  • Moennig-Адлер;
  • Amati;
  • Моосман;
  • Heckel.

А также на рынке фаготов присутствует немецкая компания Püchner.

Использование в оркестре

Длительное время контрафагот был, скорее, помехой для оркестра, чем его участником. Неповоротливый инструмент был грубым и непривлекательным. Звучание всегда происходило с некоторым опозданием, поэтому музыканты не любили контрафагот. Большинство композиторов старались не использовать его в своих произведениях.

Инструмент используется в духовых оркестрах. Инструментальные составы делятся на несколько видов: малый, средний и большой. Двойной фагот встречается в последней разновидности для усиления фаготов и расширения фаготного звукоряда в более низкий регистр. Кроме того, инструмент может использоваться в большом смешанном оркестре.

Обычно в составе оркестра всегда имеется музыкант, владеющий контрафаготом. Это справедливо именно для оркестров. В симфонических группах ситуация немного другая. Здесь часто один музыкант может играть и на фаготе, и на контрафаготе.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.