Посуда

Все о дулевском фарфоре

Все о дулевском фарфоре

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Немного истории
  2. Разновидности
  3. Плюсы и минусы
  4. Как выбрать?
  5. Особенности ухода

Посуда из металла, пластмассы и других современных материалов может быть очень практична. Но по декоративным качествам трудно отыскать достойную альтернативу фарфоровой продукции. Делают ее и в нашей стране, причем, ничуть не хуже, чем в признанных мировых центрах данной отрасли.

Немного истории

Основным российским заводом, специализирующемся на фаянсе и фарфоре в различных формах, является завод в Ликино-Дулево. Он выпускает:

  • посуду;
  • сувениры;
  • скульптурные изделия.

Город Ликино-Дулево расположен в Подмосковье, а точнее, в Орехово-Зуевском районе. Запуск производства произошел в 1832 году по инициативе купца Т. Я. Кузнецова. Тогда местность, где располагалось предприятие, именовалось пустошью Дулево. Статус города эта территория получила лишь в 1937 году. Но уже на первом этапе фабрика дулевского фарфора прогремела буквально на всю Россию.

Через 20 лет она стала одним из основных центров фарфорового и керамического производства в нашей стране. С 1864 года собственником предприятия становится М. С. Кузнецов. При нем удается добиться наивысшего за XIX век развития. Привлеченные специалисты и скрупулезная проработка технологии позволили делать продукцию безупречных технических характеристик. Начиная с 1918 года предприятие находится на очередном подъеме.

Уже в первые годы после национализации проходит кардинальная реконструкция, создается смежный завод специальных красок. Начинается и довольно быстро завершается механизация всех цехов. С 1932 года работает художественная лаборатория. За 15 лет (1918-1932 гг.) удается не только справиться с первоначальными трудностями, но и в 3 раза перекрыть пиковый выпуск 1913 года.

В это время уже делается более 75 млн изделий ежегодно, тогда как до первой мировой войны успели довести производство всего лишь до 25 млн единиц.

Но и это было лишь началом пути предприятия. В 1930-е годы внимание уделяют уже не только количеству продукции, но и ее художественному исполнению. Удается достичь качественно нового эстетического уровня (что отразилось и в экспозиции заводского музея). Навеки в историю Ликино-Дулево вошли тогда такие имена, как П. В. Леонов (роспись), Мухигули и Строчилин (оригинальные формы емкостей). Скульптуры и мелкие фигурки Сотникова, Кожина, Богдановой тоже стали очень примечательным достижением в свое время.

С заводом в ту эпоху сотрудничали широко известные живописцы и скульпторы. Продукцию его высоко ценили и за рубежом, вручая даже золотые медали мировых выставок. В конце 1930-х годов намечается переход к новой манере росписи, выражающей больше эмоций. По понятным причинам реализовать обновленную концепцию вполне удалось только в 1950-е годы. Вновь стоит отметить вклад легендарного Леонова, и в частности, его знаковый сервиз «Золотой олень».

В 1950-е годы в Ликино-Дулево активно осваивают новый подход — заимствование мотивов у старинного русского фольклора и применение классических орнаментов. Предпочтение стали отдавать контрастной палитре из ярких красок. Доминирует в этот период привычная уже для современного дулевского фарфора цветовая гамма:

  • селеновый;
  • синий;
  • зеленый тона.

К сотрудничеству продолжают привлекать опытных художников и скульпторов. В 1960-е годы появляется и иная оформительская тенденция. Часть декораторов старалась оттенить белые фарфоровые поверхности мягкой пастельной росписью. В таком подходе находили применение и золотистые обводки, и простая геометрия.

Однако в целом предприятие, невзирая на попытки внедрения минималистических мотивов, сохраняло верность русской традиционной стилистике.

1970-е годы сопровождаются использованием этюдов с природными пейзажами, с полевыми растениями. В 1991 году происходит приватизация завода, и образуется производственный кооператив. Но в новых реалиях фарфор из Ликино-Дулево утрачивает былую популярность. Спрос на продукцию быстро упал, и к началу 2010-х годов завод влачил жалкое существование. Только лихорадочные усилия и ускоренная реконструкция (с отказом от устаревшего и недостаточно экономичного оборудования) позволили спасти предприятие от полного краха.

Одновременно с завершением реконструкции, поздней осенью 2014 года, открывается заводской музей. В нем выставляются неповторимые работы многих знаменитых творцов. Начиная с 2015 года идет ренессанс, и ежегодно количество сбываемой продукции нарастает. Правда, неясно, когда именно будут перекрыты предыдущие производственные рекорды. Но пора перейти к более важной теме — ассортименту фарфора.

Разновидности

Продукция Ликино-Дулево начала покрываться специальными монограммами и знаками уже достаточно давно, практически с самого начала существования завода. Уже тогда было более чем достаточно желающих сфальсифицировать популярные изделия. То, что предприятие выпускает сейчас, реализуется прежде всего через главный фирменный магазин.

Первый его этаж предлагает посетителям сервизы и чайные пары. Приобрести сервиз для чаепития можно минимум за 700 рублей (на 6 человек). Самые дорогие наборы по цене достигают 20 тысяч. Любители фарфора отмечают, что наиболее востребованные и интересные решения не могут стоить дешевле 3000 рублей.

То, что продается за 8000 и более, это уже подарочные наборы, многие из них делаются изначально с ручной росписью.

В Ликино-Дулево делают и самые разные столовые сервизы. Выбрать есть из чего, да и цены вполне приемлемы. Выставляемая на втором этаже магазина посуда реализуется поштучно. Там можно отыскать:

  • тарелки;
  • заварочные чайники;
  • салатницы;
  • чашки;
  • формы для выпечки;
  • чашки-бокалы.

Наряду со старинными русскими орнаментами, ликино-дулевские дизайнеры освоили и мотивы в узбекском стиле. В любом случае все наборы и отдельные экземпляры продуманы очень хорошо. Так, чайный сервиз «Вишня» состоит из 14 предметов и рассчитан на 6 пользователей. Как заявляет производитель, этот набор превосходно вписывается в тихие семейные вечера. Особо отмечается в официальном описании красочный дизайн и впечатляющая реалистичность.

Набор «Багульник» включает тот же самый состав и при этом способен сделать любой праздник, любой романтический вечер подлинно идиллическим временем. Разработчики смогли добиться того, чтобы он создавал исключительно приятные ассоциации. Если не ограничиваться именно дачными сервизами, то можно обратить внимание, к примеру, на «Цветущую землянику». В состав этого набора входит:

  • заварник;
  • чайная пара;
  • сахарная емкость.

Встречаются в ассортименте и обособленные чайные пары. Яркий тому пример – «Дикая роза». Также завод в Ликино-Дулево изготавливает:

  • чайно-кофейные сервизы;
  • блюдца;
  • сахарницы;
  • наборы для детей;
  • бокалы с блюдцами;
  • кружки;
  • тарелки декоративные;
  • вазы;
  • штофы;
  • светильники из фарфора.

Плюсы и минусы

Разговор о положительных и отрицательных сторонах дулевского фарфора уместно разбить на 2 части. Сначала — о фарфоровых изделиях вообще. Они считаются идеально подходящими для праздников и торжественных случаев. Когда настроение приподнятое, когда есть реальные поводы для радости, почему бы и не воспользоваться достижением керамической промышленности. Недаром эта разновидность посуды встречается в самых претенциозных местах.

Качественная продукция исключительно тонка и даже «пропускает солнечные лучи». При этом механическая прочность фарфора превосходит идентичное по толщине стекло. Но тут же обнаруживается и первый характерный минус — все же механической стойкости фарфоровым изделиям недостает. И даже первоклассная, отработанная за много десятилетий дулевская технология не позволяет «вытянуть» этот недостаток.

Зато применение строго натуральных компонентов гарантирует полную безопасность потребителей.

Что касается декора, то долгое время те изделия, которые создавались в Ликино-Дулево, недооценивались знатоками. Даже продукция других отечественных фабрик, той же Ломоносовской, в XIX веке в высоких кругах снобистски поносилась. Традиционные русские сюжеты и мотивы, стилистические решения объявлялись «жутким мещанством». Но времена меняются, и аристократические снобы (как и те, уже сугубо позднесоветские их последователи) канули в лету. А вот фарфоровая продукция с добротным ручным рисунком в традиционном стиле пережила все эти яростные нападки.

Ничего удивительного — массовый потребитель попросту устал от шаблонных рисунков в технике деколь. Пусть они даже более разнообразны и подчас более изощренны, но специфической приятной «души» в них попросту нет. При этом, по сравнению с продукцией того же ИФЗ, дулевские изделия выигрывают (по сопоставимым позициям) примерно на 50%. Или в отдельных случаях даже несколько больше. Расцветки могут нравиться или не нравиться — но это уже сугубо индивидуальный вопрос.

Как выбрать?

Раньше всего появилось клеймо из букв «ЗК». Оно употреблялось только с 1832 по 1840 годы. Позднее (до 1860-го) используются кобальтовые клейма. С 1864 года в течение 25 лет товары предприятия маркируются голубыми надглазурными марками МСК и КФМ. В последующие 2 десятилетия используется совершенно другое клеймо. А с 1962 года по сей день Ликино-Дулево ставит на свою фарфоровую посуду графическую картинку сокола.

Началась такая практика под впечатлением от победы соответствующей композиции в 1958 г. на брюссельской выставке. Зная, какие логотипы употреблялись в качестве клейма по годам, можно без проблем датировать фарфоровые изделия. Самое первое из клейм вдавливалось в тесто. Но при выборе важно обращать внимание не только на условные знаки.

Классическая народная стилистика нравится очень большому количеству людей. Если же она не подходит, можно выбрать другую технику — так называемую деколь. Такой метод изготовления означает перенос на фарфор картинок с трафарета. Не стоит думать, что все подобные изделия смотрятся безжизненно — среди них есть и бесспорно оригинальные. Третья дулевская техника, которая заслуживает внимания, – это нанесение характерных «ситцевых» рисунков.

Кроме этих моментов, есть и другие тонкости, которые категорически нельзя игнорировать. Так, по возможности, следует приобретать посуду и другие изделия из фарфора в крупных специализированных магазинах. Лучшие из них — те, которые работают напрямую от производителя. Важно: следует сверять полное наименование каждого товара и его внешний вид с описанием на официальном сайте. Качественное изделие отличают очень просто: сквозь стенку должно быть отчетливо видно (при достаточном освещении) клеймо, нанесенное на противоположную сторону.

Не менее важен и мелодичный отклик, появляющийся при ударе по поверхности. Знатоки берут для простукивания специальные деревянные палочки. Если они ударяют по простой керамике или по фаянсу, звучание неизменно приглушено. Никакие уловки фальсификаторов не способны устранить этот признак.

Важным требованием является исключительно ровный и гладкий слой глазури — по нему судят о том, насколько добросовестны были технологи и производственные подразделения.

Особенности ухода

Просто выбрать подходящее дулевское изделие недостаточно. Часто оно уже через короткое время начинает огорчать владельцев. Это связано, как правило, с неграмотным обращением. Фарфор, особенно расписанный вручную (как в этом случае), моют также только вручную, не прибегая к помощи посудомоечных аппаратов. Даже самые щадящие из них недостаточно правильно работают. Потому слишком велик риск, что что-то будет повреждено.

Но и мытье руками сильно отличается. Категорически нельзя очищать дулевский фарфор, держа его на весу под струей воды. Высока вероятность, что придется сталкиваться с еще одним идентификационным признаком качественного материала — видом осколков. Посуду кладут в пластмассовые емкости, в которых расстилают мягкие полотенца.

Строго запрещается использовать кипяток или горячую воду. Подойдет только жидкость умеренной температуры. Если посуда имеет ручки или тонкие детали, при мытье ее придерживают за корпус и снизу. Употребление бытовой химии в принципе недопустимо. Единственный разрешенный вариант — детское мыло, хотя и его следует основательно разводить в воде либо наносить на щетку с мягким волосом.

Избавить потускневший фарфор от пятен и разводов помогает нашатырный спирт. Снаружи посуду оттирают слабым раствором перекиси водорода. Как альтернативу ей, применяют разведенный зубной порошок.

Строжайше запрещены любые жесткие приспособления и абразивные чистящие смеси! А вот мягкие ткани вполне подойдут для протирки сухим либо влажным способами.

Для очистки носиков чайников и других труднодоступных участков обычно используют щетки, предназначенные для бутылочек детского питания. В отличие от обычной посуды, фарфоровую нельзя надолго замачивать в воде. Из-за этого можно «доиграться» до трещин. По той же причине стоит избегать сильного трения во время мытья. Мыло и пену смывают, аккуратно поливая емкости водой комнатной температуры.

Как только фарфор очищен и протерт насухо, его сразу же натирают до блеска. Если этого не сделать, могут вскоре появиться пятна и разводы. И не просто появиться: справиться с ними будет уже намного сложнее, чем обычно. Пыль смахивают кисточками с негрубым ворсом. Еще раз повторим: все манипуляции делаются максимально тщательно и аккуратно, без всякой спешки.

В следующем видео вас ждут интересные факты о дулевском фарфоре.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.