Посуда

Характеристика и виды узбекской посуды

Характеристика и виды узбекской посуды

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности и история
  2. Основные разновидности
  3. Это интересно

Традиционный колорит, которым может похвастаться национальная узбекская посуда, очаровывает многих людей. Она выделяется приятным внешним видом, и что не менее важно, за этими изделиями стоит многовековой опыт ремесленников. До сих пор применяются отработанные за столетия методы производства, и потому продукция гончаров Узбекистана заслуживает максимального внимания.

Особенности и история

Узбекский подход к изготовлению посуды подразумевает использование как простой обожженной глины, так и керамики. В процессе работы над изделиями применяют ручную роспись «Пахта». Классическая восточная стилистика неизменно гармонично смотрится и сама по себе, и как часть интерьера. Изысканность узбекского подхода позволяет обеспечить уют и теплую обстановку. Мастера знают, как добиться четкого разделения мотивов.

Керамические изделия и фарфор в Узбекистане начали делать еще во времена существования Великого шелкового пути. Раньше всего производство их началось в городе Риштане. Классическим орнаментом тогда была «Пахта» – так называли рисунок хлопковых цветов. Первоначально в Риштане и поблизости от него всю керамику делали строго вручную. Так продолжалось вплоть до ХХ века. Лишь с 1920-х годов начинается создание фабрик, вместо мастерских.

Сами старые кустарные мастерские постепенно закрывались. Работавшие в них ранее гончары или вовсе оставляли свое ремесло, или переходили в качестве сотрудников на крупные предприятия. Сейчас тут работает 2 основных завода – «Азия Пайинтс Керамик» и Simax F+Z.

А вот фарфоровый завод в Ташкенте, снабжавший посудой обширные территории еще несколько десятилетий назад, сейчас не действует. Раньше там делали посуду, маркированную снизу птицей «Анко». Теперь такие же по виду изделия выпускают в:

  • прочих городах Узбекистана;
  • КНР;
  • Турции.

Роспись, которую используют в узбекской керамической промышленности, внешне напоминает современную гжель. И это вполне закономерное сходство. Стилистические черты были подхвачены мастерами из старых русских регионов. Только конкретные изображения подобрали более привычны для нашего покупателя.

Качественные керамические товары, действительно, порадуют людей, и именно их часто используют для декорирования стола перед приходом почетных гостей.

Основные разновидности

Чтобы подать плов, чаще всего применяют комплекты тарелок на 4, 5 или 6 персон. Дополнительно в те же комплекты обычно добавляют главное блюдо диаметром до 0,5 м. Встречаются также чайные наборы, в которые входят керамические заварочные чайники и чашки, куда надо будет разливать чай. Отдельного разговора заслуживают крупные плоские блюда, которые называются ляган. Их ставят в середине стола.

Диаметр ляганов варьируется от 0,1 до 0,3 м. Они могут иметь самую разную форму:

  • квадрат;
  • круг;
  • овал.

Самые старые виды посуды в Узбекистане появились в Хорезме. До сих пор там изготавливают керамику строго по старинным правилам. Используются только классические мотивы и натуральные технологии. Можно не опасаться, что где-то попадется современная, сделанная на химическом заводе краска или синтетический лак. Роспись хорезмских блюд подразумевает нанесение стилизованных лепестков.

В середине любого из них помещают кинжал. Его присутствие на рисунке неслучайно — это древний символ, которому в мифологии приписывают способность защищать хозяев посуды. При этом защита предполагается не только от личных врагов, но и от всевозможных бед, не связанных с конкретными людьми.

Подобный мотив уходит корнями в седую древность. Можно встретить его даже на керамике, изготовленной свыше 2000 лет назад.

Хорезмские орнаменты хорошо узнаваемы, и местные мастера старательно избегают всяких новшеств без крайней необходимости. Именно поэтому им и удается сохранить необыкновенный красочный колорит в неизменном виде. Еще один отличный тип старинной кухонной утвари — это «Риштан». Керамику, делающуюся в этом городе, знают ценители по всему миру. Она выделяется не только необычными рисунками, но и редко встречающимся изумрудным окрасом.

Все сырье для производства берут непосредственно из окрестностей города. Тут делают и глиняные заготовки, и краски, которые наносят на готовый продукт. Конечно же, рисунки не просто так подбираются. Любое из сувенирных изделий, делающихся в Риштане, несет строго определенный смысл. Расшифровать его можно, точно зная культурный код узбекского народа. Мастера из Риштана полагают, что им доступна лучшая глина в мире.

Существует даже мнение, что она не требует и предварительной обработки. Красители получают из трав, произрастающих вблизи города. Рецепт красящей смеси подобран в глубокой древности. И до сих пор керамика в стиле Риштан полностью следует тем самым пропорциям.

Но при этом какой-либо шаблонности в оформлении изделий нет. Любой мастер имеет свои локальные производственные секреты. Благодаря этому практически каждое изделие уникально, и руку изготовителя уверенно опознают все знатоки. Некоторые наборы посуды и чайные сервизы делаются в авторском стиле. Суть в том, что их создатели совершенно отказываются от каких-либо канонов, воспроизводя только общие национальные мотивы.

Узбекский быт невозможно представить без малых и больших пиал. Чашки в форме полусферы, не имеющие ручек, встречаются в каждом доме. Очень часто встречаются и миниатюрные варианты пиал, используемые для коньяка и водки. Запреты со стороны духовенства при этом игнорируются — все же XXI век не может не сказываться. Более крупные, чем пиалы, емкости – коса или каса (в зависимости от произношения) – нужны для супа, соуса, других жидких либо полужидких блюд. Косы делают различной величины. Но чаще всего используют именно ляганы. Они нужны для твердой и рассыпчатой пищи. Жидкие кушанья в эти блюда не кладут.

Важно: не следует называть ляган «тарелкой» – любой узбек или настоящий ценитель оскорбится, услышав такое неграмотное название.

Существует ряд блюд, внешне напоминающих ляган, но отличающихся от него названием. В это название всегда входит в той или иной форме слово «товок». Оно как раз и означает в буквальном переводе «чашу» или «блюдо».

  • Ним-товок – переводят как «частично открытую емкость». Внешне это похоже на крупную миску с относительно скромными бортами.
  • Товоки лабгардон – принято переводить как «блюдо с выгнутыми краями». И в самом деле, по периметру оно чуть-чуть вывернуто.
  • Порум-товок — плоская посуда, предназначенная для хлеба и кондитерских изделий.
  • Андижанская традиция велит использовать палов-товок. Как нетрудно догадаться, он нужен для употребления плова. Особенностью такой посудины является размещение на ножке. Масло по высоким стенкам стекает на дно чаши. Потому можно насладиться первозданным вкусом ароматного плова. Важно: в Ташкенте, в отличие от Андижана и Ферганы, палов-товок не используют. Вероятно, все дело в разной жирности самих блюд.
  • Еще в Андижане и в Ферганской долине в целом часто используют дам-товок. Это блюдо, которое одновременно имеет и функцию крышки. В основном оно нужно не для подачи кушаний на стол, а для выкладки отдельных ингредиентов. Зайдя на узбекскую кухню, часто можно увидеть, как повар кладет в дам-товок отваренные мясные кусочки.

Хорезм удивляет туристов и ценителей экзотики еще одним типом керамической посуды — бадией (в другом произношении бодией). От лягана бадия отличается большей глубиной и высотой борта. Внешняя стенка может быть поставлена как прямо, так и под углом в 85 градусов. Но встречаются и промежуточные варианты — с относительно сглаженным скосом. Так как бодию всегда ставят на высокую ножку, часть экспертов предполагает, что она стала побочным развитием дам-товоков.

Посуда еще большего размера получила название тогоры — буквально «чаша» либо «таз». Тогору делают не только из керамики, но и иногда из металла. Впрочем, это не какой-то специфический тип посуды, а скорее собирательное наименование крупных глубоких сосудов. Потому важно при покупке через интернет или заказе по каталогу четко уточнять, что именно имеется в виду. Металлические тогоры, в отличие от керамических, не имеют особой декоративной ценности.

Это интересно

Кроме общей классификации узбекской посуды, важно знать и другие нюансы. В Риштане кустари-гончары изредка кладут в глину камышиный пух либо птичье перо. Образующиеся при последующем обжиге пустоты облегчают готовые емкости и обеспечивают подобие эффекта термоса. Для получения ишкоровой глазури:

  • собирают одноименное растение;
  • сжигают его;
  • обжигают золу при температуре свыше 1200 градусов, чтобы появились кристаллы;
  • перемалывают кристаллическую золу;
  • смешивают ее с кварцевым песком;
  • добавляют небольшое количество муки и раздробленную белую гальку.
Зеленый окрас глазури придает медь, а для получения синего цвета используют кобальт. Олово кладут не для окрашивания, а с целью упрочить саму посуду.

Важно: олово используют в совсем малом количестве, поскольку оно может быть токсично.

Независимо от тонкостей рецепта и технологических нюансов, истинный «Риштан» имеет мелкие трещинки. По ним точно распознают оригинальный продукт; фальшивки неизменно лишены малейших изъянов.

Основным предприятием Узбекистана по выпуску посуды является фирма «Пахта». Она делает:

  • молочники;
  • шапки для чайников с подставками;
  • вазы;
  • фруктовницы;
  • наборы для специй;
  • зубочистницы;
  • перечницы;
  • солонки;
  • креманки;
  • соусники и салатники;
  • треугольные, прямоугольные, овальные тарелки.

В общей сложности насчитывается свыше 80 разновидностей такой посуды. Не отстает и «Риштанская керамика». Продукция этой компании отличается яркостью и красотой. Она, действительно, воплощает в себе идеал традиционной узбекской посуды. Роспись всегда проводится однотипно, что позволяет подобрать сервизы из отдельных компонентов без всяких проблем.

В следующем видео вас ждут плюсы и минусы узбекских казанов, ножей и посуды.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.