Каким должен быть учитель? Особенности профессии, обязанности и компетенции
Педагогика — одна из самых старых и почтенных сфер деятельности. Но желающим связать себя с ней обязательно придется учесть базовые особенности профессии. Также важно выяснить, каковы обязанности учителя, и какими компетенциями надо обладать.
Особенности
Как и на всякой работе, в деятельности педагога есть ряд уникальных специфических черт. Важнейшей особенностью можно считать то, что она тесно связана с деятельностью обучаемых, и даже, более того, практически полностью определяется этой деятельностью. Далее стоит учесть, что учитель всегда действует в соответствии с целями и задачами конкретного общества, с доминирующими в нем мировоззренческими установками. Давая определение профессии учителя, можно сказать так — это человек, который дает другим людям знания и умения, способствует повышению их интеллектуального и морального уровня.
Потому при описании деятельности конкретного педагога основное внимание уделяется именно тому, насколько целесообразна, эффективна и соответствует социальным нормам деятельность обученных им людей. Образно говоря, у хорошего учителя «продукцией» вряд ли могут быть профессиональные преступники и тому подобные асоциальные элементы. Но полностью дать характеристику результату преподавательской работы сразу невозможно. Он раскрывается максимально глубоко только через 20-30 лет.
При этом своеобразие педагогики еще и в том, что занятые в ней люди невольно отображают свои черты в своих учениках и воспитанниках. Даже в старшем подростковом возрасте велик элемент подражания. Еще один нюанс — учитель занят больше, чем многие другие профессионалы.
Даже если внешне сама его работа занимает немного времени (что большая редкость сегодня), то отграничить работу в широком смысле от досуга оказывается не так-то просто.
Частые мотивы выбора профессии
Стоит отметить, что довольно многие успешно действующие педагоги мечтали о такой работе практически с самого детства. И те, кто проявил подобную целеустремленность, сохранил изначальную мотивацию, оказываются едва ли не лучшими в профессии. Другие вдохновляются примером учителей, с которыми им пришлось столкнуться в школе. Есть и другой вариант — кто-то увлекается определенным направлением в познании (физикой, литературой и так далее) и стремится донести свои знания до других людей, приобщить их к своему увлечению. Именно эти варианты ответов чаще всего дают практикующие педагоги.
Также встречаются и другие мотивы:
- продолжение семейной профессиональной династии;
- тяга к общению;
- стремление сделать мир чуть лучше;
- стремление находиться в контакте с детьми;
- ощущение «изначального призвания»;
- случайный выбор (и не всегда, между прочим, такие люди работают плохо и неэффективно, многие «втягиваются»).
Плюсы и минусы
Положительные и отрицательные стороны профессии учителя тесно взаимосвязаны, являются логическими продолжениями друг друга. Например, эта работа нравится общительным людям, которые легко находят контакт с детьми. Но просто так прервать разговор, сократить уровень общения (если даже требуется в какой-то момент отдохнуть) не получится. Стабильный авторитет преподавателя в обществе означает еще и повышенный уровень ожиданий. Многие родители, увы, вообще, стараются переложить на школу собственные обязанности.
И в отличие от многих других профессий, невозможно сослаться на какие-то формальные правила, ограждая себя от таких претензий. Еще нельзя проигнорировать такой момент, что сегодня учителя работают гораздо интенсивнее, чем прежде. А вот на особое материальное благополучие, за редкими исключениями, они рассчитывать не могут. При этом поведение детей не всегда соответствует нормам приличия. Со многими эксцессами приходится мириться поневоле.
Нельзя не отметить также:
- понижение авторитета преподавательской деятельности (и не только в России);
- повышенную «бумажную» нагрузку;
- излишнюю бюрократизацию в системе образования.
При этом сами профессионалы называют такие достоинства своей работы, как:
- длительный отпуск;
- неплохой рабочий график;
- официальное трудоустройство;
- возможность проявить себя;
- размещение в особом кабинете (правда, это относится не ко всем учителям).
Необходимые качества
Совершенно логично от педагога ожидают, что он будет компетентен в своей сфере преподавания. Но никакая сфера, даже та же математика, не стоит на месте. И потому тем, кто не готов к саморазвитию, в профессии делать нечего. А еще очень важным фактором является коммуникативная компетентность. Подразумевается, что владеющие этим качеством не просто «готовы общаться свободно». Они:
- могут четко прогнозировать развитие любой ситуации в общении;
- умеют подталкивать беседу в нужном для себя ключе;
- полностью понимают мотивы и содержание действий, слов собеседника (даже если абсолютно не согласны с ним).
Тот, кто «выходит и зачитывает текст по бумажке» – не преподаватель. Называть себя педагогом имеют право только те, кто умеет вложить в распространяемые знания отпечаток собственной личности. Немаловажны также:
- сохранение самообладания даже в сложнейшей ситуации;
- гуманистический настрой;
- самодисциплина;
- умение вырабатывать дисциплину у учеников;
- уважительность в общении;
- умение признавать свои ошибки и корректировать поведение.
Специальности и типы
Типы школьных учителей достаточно разнообразны, и при этом нельзя забывать, что многие работают вне общеобразовательной школы. Так, все более актуальным в наши дни становится преподаватель по подготовке к школе. Уже в первом классе требования неуклонно растут, и прежних навыков, прививаемых в семье и детском саду, хватает далеко не всегда. При этом работать с дошкольниками приходится еще аккуратнее и осторожнее, чем с младшими школьниками. В детском саду педагогу дошкольной подготовки приходится отталкиваться от профессионального стандарта и ФГОС.
Не стоит путать педагогов по подготовке к школе и учителей в сфере раннего развития. Это пусть и близкие, но отличающиеся специализации. Раннее развитие предполагает работу с детьми 0-3 лет. Оно призвано:
- познакомить ребенка с особенностями окружающего мира;
- помочь ему разобраться с формами и свойствами различных предметов;
- учесть усилия, предпринимаемые в семье;
- помочь родителям исправить ошибки раннего развития или вовсе избежать их.
Иначе обстоят дела у педагогов высшей категории. Это преподаватели школ, умеющие выявлять у своих учеников творческие наклонности и другие способности.
Именно на таком аспекте сосредотачивают внимание приказы о выделении педагогических категорий. Также требуется:
- лично вносить вклад в совершенствование педагогических профессий;
- в совершенстве знать существующие образовательные технологии и улучшать их с опорой на собственный опыт;
- помогать другим учителям в методической работе;
- обеспечивать максимальный учебный результат в своем классе (выделяющийся в школе и даже в районе, городе или области).
Особо стоит выделить учителя начальных классов. Это практически «универсал», потому что разделение на конкретные предметы отсутствует или проявляется довольно слабо. Преподавателю придется отвечать не только за образование и воспитание в узком смысле, но и за досуг школьников. (Предполагается, что в более старшем возрасте они уже сами могут планировать свой досуг). Большую роль играет то, удастся ли сплотить класс, мотивировать учеников на получение знаний.
Именно впечатления, полученные в начальной школе, именно выработанные (или не выработанные) в ней мотивации во многом предопределяют дальнейший ход обучения. Но как «предметники», так и учителя начальной школы не могли бы нормально работать, если бы не было педагога-библиотекаря.
Раньше считалось, что для выдачи книг ученикам необходима только собственно библиотечная подготовка. Недавно планка требований выросла, и в результате появилась новая профессия.
Педагогический компонент в ней связан с тем, что нужно:
- ориентировать детей в пространстве информации;
- поощрять и развивать читательский интерес с их стороны;
- превращать школьную библиотеку в дополнительный канал социализации и усвоения общественно значимых навыков, ценностей.
Профессия учителя труда недооценивается, увы, многими людьми. Но снисходительное отношение к ней совершенно неуместно. Сегодня подобная работа подразумевает владение широким спектром современных технологий и информационных инструментов. Хороший педагог старается сформировать у своих учеников уместную технологическую инициативу. Что не менее значимо, от его усилий зависит их будущее отношение к технике безопасности на рабочем месте.
Отдельно стоит остановиться на такой специализации, как учитель обществознания. Вопреки традиционному представлению, это очень сложная дисциплина. Чтобы ее преподавать, нужно знать историю и психологию, политологию и основы права, культурологию и философию. Совершенно нелишними будут также знания социологии и антропологии, политической географии, экономики. И во всех этих сферах очень важно поддерживать актуальный уровень знаний.
И еще особого внимания заслуживает деятельность педагога по актерскому мастерству. Цель его деятельности состоит в том, чтобы учащиеся могли эффективно (и эффектно, выразительно) создавать сценические образы, отыгрывать роли. Придется разбираться основательно в сценической речи и сценическом движении. Без этих знаний педагоги сами не поймут, где их воспитанники допускают ошибки, и как эти проблемы можно исправить.
Важно: вырабатываются в профессиональной деятельности не просто отдельные навыки, а умение мыслить, как подобает актеру.
Должностная инструкция
Именно этот документ показывает основной состав обязанностей и функций педагога на конкретной должности. Инструкцию разрабатывает и утверждает руководство каждой образовательной организации в отдельности. Но типовой уровень требований подразумевает знание:
- конституции РФ и других базовых законодательных актов;
- международных норм в области прав человека и прав ребенка;
- законов об образовании;
- актуальных ФГОС;
- актуальных распоряжений уполномоченных государственных органов;
- основных методик преподавания;
- ключевых педагогических методов и подходов, нюансов и условий их применения;
- доступного набора средств и инструментов обучения;
- норм охраны труда, техники безопасности.
В должностных инструкциях всегда прописывают, кому конкретно подчиняется определенный учитель. Его непосредственным руководителем обычно является директор или заведующий учебной частью. Но в частных образовательных учреждениях могут устанавливаться свои порядки. Чаще всего должностная инструкция устанавливает, что конкретно делает учитель. В общем виде набор его обязанностей выглядит так:
- обучение и воспитание сообразно специфике предмета;
- реализация образовательной программы;
- систематическое повышение квалификации;
- гибкое использование средств и методов обучения.
Каким должен быть учитель?
Личные качества
Столь специфическая деятельность, как преподавание, предъявляет очень высокие требования к личности профессионала. Так, ему надлежит безупречно владеть культурой речи и неукоснительно соблюдать ее в общении с учениками. Это важно даже в случае конфликта — и, пожалуй, в случае конфликта особенно актуально. При этом нужно быть готовым к тому, что стили общения среди учеников не всегда будут соответствовать тем же требованиям. Потому неочевидным, но вполне логичным нюансом оказывается владение всеми уровнями и пластами речи.
Современный учитель и отличается от того, который был 100 или 300 лет назад, и в чем-то похож на него. Ведь закономерно остаются важны такие качества, как:
- целеустремленность;
- любознательность;
- способность налаживать контакт с самыми разными людьми;
- артистичность;
- гибкость поведения;
- принципиальность;
- умение брать на себя ответственность;
- чуткость;
- корректность;
- мотивированность именно на преподавательскую деятельность.
Профессиональные навыки и знания
Ключевыми компетенциями учителя являются:
- становление личности обучаемых;
- привитие им высоких гражданских и человеческих качеств;
- дидактическая переработка имеющейся информации;
- применение технических средств обучения;
- компетентность в современном состоянии своей области знания или мастерства.
Профессиональная этика
Поддержание имиджа профессии без этического компонента немыслимо. А этика учителя диктуется гуманизмом, представлением о других людях как о цели, а не о средстве. Ни один шаг или даже слово не должны быть истолкованы, поняты превратно. Категорически недопустимы грубость, тем более насилие в отношении кого бы то ни было; нельзя также угодничать и идти на сделку с совестью.
Сказать это проще, чем сделать, и все же именно таковы критерии настоящего педагога.
Обучение и карьера
Чтобы иметь хорошие перспективы, обязательно нужно получить высшее педагогическое образование. Времена, когда учитель мог ограничиться средним уровнем подготовки, давно прошли. Рекомендуется выбирать самые крупные государственные вузы с соответствующим направлением подготовки либо специализированные педагогические университеты. Полезно также ориентироваться на рейтинги учебных заведений. Итогом карьеры учителя может стать должность директора (руководителя), сотрудника управления образования, либо основание собственного образовательного учреждения.
Категории
В России профессионализм педагогов имеет четкие нормативные рамки. Им присваивают ту или иную квалификацию в зависимости от личных достижений. Квалификационные требования постоянно меняются, и все что остается — следить за их актуальной версией. В общем виде в конце 2010-х годов эта система выглядит так:
- после окончания обучения — молодой специалист;
- соответствие занимаемой должности (для всех, кто не имеет особой категории);
- первая категория;
- высшая категория.
Средняя зарплата
В среднем в России учителя школ получают от 20 до 60 тысяч рублей. Если говорить о Москве и в какой-то мере о Санкт-Петербурге, то нижняя планка там не отличается, а вот верхняя поднята до 200 тысяч рублей. Но важно понимать, что зарабатывают конкретные педагоги очень разнообразные суммы. К тому же средний по стране уровень выведен еще и с учетом регионов, где установлен северный коэффициент.
В среднем начинающий педагог без особого опыта может получать не более 25-28 тысяч рублей. А информацию о зарплатах в частных школах вообще практически невозможно найти в открытых источниках.
Советы
Давать рекомендации опытным преподавателям не имеет особого смысла. А вот только приступающим к работе или собирающимся осваивать эту профессию нужно учитывать ряд тонкостей и нюансов. Так, несмотря на все разговоры про новые технологии и образовательные подходы, решающий залог успеха — умение найти контакт с учениками, заинтересовать их. Именно об этом должен думать начинающий учитель в первую очередь, а не о владении программным обеспечением, иностранными языками или «оригинальной теорией с переднего края науки». И найти необходимую отправную точку можно в трудах великих педагогов прошлого, даже минувших веков.
Их размышления сохраняют свою актуальность, могут и должны быть применены к современной действительности. Очень важно, чтобы каждый урок был не похож на другие, чтобы ученики ждали, когда будет следующее занятие. Это наивысший уровень мотивации. Добиться его непросто — но если цель достигнута, само занятие будет идти гораздо легче. Но есть и другие тонкости.
Хороший учитель:
- дает классу свою стратегию мышления, а не готовые шаблоны;
- всегда ставит четкие цели;
- каждый день совершенствуется и идет вперед;
- анализирует сильные стороны учащихся и опирается на них;
- мастерски использует провокационные по форме заявления, чтобы заинтересовать;
- объединяет усилия с другими преподавателями;
- изучает опыт иных учителей и последние теоретические разработки;
- всякий раз, направляясь к двери, спрашивает себя «все ли, что возможно, было сделано».